Яна Лукьяненко
Опыт работы «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование привычки к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста посредством овладения подвижных игр с правилами и народными играми Белгородского края»
Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.
Публикация «Опыт работы „Формирование привычки к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Здоровье ребенка – динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ребенок в течение всего бодрствования способствует развитию всех систем организма. Недостаток двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Поэтому детям в течение дня необходима двигательная деятельность, в том числе и подвижные игры. Подвижная игра предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений, направлена на решение двигательных задач и основана на наличие правил. Использование подвижных игр как средства и формы организации физического воспитания обеспечивает гармоничное – личностное, физическое и психическое – развитие дошкольника, а также создаёт условия для гуманизации педагогического процесса.
В процессе подвижных игр развиваются и совершенствуются качества силы, ловкости, быстроты, выносливости. Игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывают сдержанность, самообладание, чувство ответственности за успех команды, учат дружить сопереживать, помогать друг другу. Обязанность выполнения правил подвижной игры дисциплинирует детей, воспитывает волю, формирует честность, справедливость. Необходимость самостоятельного выбора способа действия для достижения игровой цели стимулирует появления самостоятельности, инициативы и других качеств личности. В играх происходит познание окружающего мира, развивается мышление, память, воображение, т. к. большинство игр связаны с подражанием действий людей, животных, птиц. За счёт широкой возможности общения в подвижной игре воспитателя с детьми пополняется словарный запас и обогащается речь детей. Участвуя в подвижных играх, дети могут переживать отрицательные эмоции – это источник внутренней энергии человека, заставляющей его преодолевать трудности на пути к цели. Если в процессе игр переключать отрицательные эмоции на действия, игра доставит ребёнку чувство удовлетворения, радости, бодрости, удовольствия, что будет способствовать снятию нервных перегрузок, напряжения.
Виды подвижных игр и их классификация.
Подвижные игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания, можно разделить на следующие виды: сюжетные и бессюжетные, игры с элементами спорта, игры – забавы, игры - эстафеты. Наиболее сложны игры с определённым сюжетом и установленными правилами. Здесь творческие действия играющих зависят от выполняемой роли («Гуси-лебеди», «Жмурки» и др.) Другие игры не имеют зафиксированного сюжета. Они основаны либо на выполнение играющими конкретных двигательных заданий («В гости к кукле», «Догони меня» и др., либо на действия с предметами (кегли, классы, кольцеброс). К бессюжетным относятся и такие игры, как «Ловишки», «Горелки», а также игры – эстафеты с соревновательным моментом.
Существует и другая классификация подвижных игр:
1) по сложности:
а) элементарные игры:
- сюжетные игры (преимущественно коллективные); народные игры;
- бессюжетные игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия); игры с элементами соревнования (индивидуального и группового); несложные игры – эстафеты с разделением на команды; игры с использованием предметов (кегли, серсо, «Школа мяча» и др., правила которых направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очерёдность действий играющих плюс элемент соревнования с целью достижения лучших результатов; игры – забавы для маленьких детей («Ладушки», «Коза рогатая») побуждающие детей к двигательной активности; игры – аттракционы с двигательными заданиями в необычных условиях с элементами соревнования; игровые упражнения, где каждый ребёнок действует отдельно, выполняя указания взрослого.
б) сложные игры:
- спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) с упрощенными правилами.
2) по двигательному содержанию:
- игры с ходьбой;
- игры с бегом;
- игры с лазанием;
- игры с прыжками;
- игры с метанием.
3) по степени физической нагрузки:
- игры большой подвижности – одновременно участвует вся группа детей; построены игры в основном на таких движениях, как бег и прыжки (эстафеты, игры «ловишки»(Пятнашки, Догонялки, Выше ноги от земли, Тай, тай –выручай, Бабочки)
- игры средней подвижности – активно участвует вся группа детей, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или выполнение движений подгруппами (Змейка, Тише едешь-дальше будешь, Кошки-мышки, Вышибалы, Кот Котофей, Лохматый пёс, Гуси-лебеди, Зайка беленький сидит, Кошки-мышки, Воробьи и вороны, Хитрая лиса, Краски)
- игры малой подвижности – движения выполняются в медленном темпе с незначительной интенсивностью (игры с ходьбой, игры на внимание) : Горелки, Золотые ворота, Ниточка-иголочка, Третий лишний, Съедобное-несъедобное, Рыбак и рыбки, Льдинка, Замри.
4) по использованию снарядов и пособий:
- игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры);
- игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, кубы, гимнастическая лестница, доски, длинные рейки).
5) по формированию физических качеств :
- игры на формирование ловкости;
- игры на формирование быстроты;
- игры на формирование выносливости;
- игры на формирование силы.
Подвижная игра является самым уникальным и незаменимым средством физического воспитания и представляет собой, специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом все виды естественных движений свойственных ребёнку (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля). Подвижные игры используются с целью эффективного решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных) и выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка. Игры, способствующие развитию движений детей и выработке у них двигательных навыков, включаются в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультурную паузу, физкультурные досуги, спортивные праздники и обязательно на прогулке, а так же проводятся как самостоятельная двигательная деятельность детей в различное время дня вне занятий. Утром до завтрака, когда желательно создать у всех детей спокойное и радостное настроение на весь день, целесообразно проводить индивидуальные или малогрупповые игры спокойного характера. Перед занятиями, требующими от детей усидчивости и внимания, поощряются подвижные игры со средней интенсивностью движений. А перед экскурсией, физкультурным или музыкальным занятием рекомендуются спокойные игры. Зато после занятий, во время прогулки педагог побуждает разнообразную двигательную деятельность. Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр на прогулке, являются:
• дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
• совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся групповых ситуациях;
• развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
• воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношения со сверстниками.
Методика и организация проведения подвижных игр на прогулке.
Подвижные игры во всех возрастных группах организуются ежедневно 2 раза в день – на утренней и вечерней прогулках. Продолжительность игр на утренних прогулках в дни, когда нет физкультурных занятий составляет: в мл. гр. – 15-20 мин., в средней – 20-25 мин., в старшей – 25-30 мин., в подготовительной – 30-40 мин. Если в этот день планируется физкультурное занятие время для игр сокращается: в мл. гр. – 6-10 мин., в средней – 8-10 мин., в старшей – 10-12 мин., в подготовительной – 12-15мин. При подборе и организации игр на утренней прогулке необходимо:
• учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;
• заботится о соответствии содержания игр времени года, состоянию погоды;
• предусматривать разные приёмы выбора детей на ответственные роли;
• предлагать варианты усложнения подвижных игр;
• использовать разные способы организации детей;
• заботится о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
• стремится к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативы.
Для игр на прогулке после дневного сна ежедневно отводится: младшая - 5-10 мин, средняя – 8-12 мин, старшая- подготовительная - 10-15 мин.
При подборе игр учитывала время года, погодные условия и место проведения. В тёплый период года обязательны игры с более длительным бегом, с бегом на скорость, наперегонки, несложные игры-эстафеты, для организации которых требуется довольно много свободного места. В сочетании с подвижными играми в этот период использовала упражнения в прыжках, лазании, метании, бросании и ловле мяча, а также вводить элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (катание на самокате, езда на велосипеде) с целью их совершенствования. В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, борьбой. Они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным. Поздней осенью и ранней весной, когда выпадает большое количество осадков и не всегда имеется возможность организовать подвижные игры, в содержание прогулки вводила разнообразные упражнения с обручем, со скакалкой, с мячом и др. Их можно проводить под навесом, в павильоне или на высохшей части участка. В зимнее время проводила игры с использованием природных условий (скольжение по ледяным дорожкам с выполнением разнообразных заданий : присесть, поймать предмет, повернуться и т. д., а также игр-эстафет на санках и лыжах. Наличие разнообразных построек способствует развитию интереса к разным видам основных движений (ходьба и бег по снежному лабиринту, по снежным валам, метание снежков, спуск с горки и т п.). Следует отдавать предпочтение тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из детей не замёрз.
Для младшего дошкольного возраста игры на прогулке организовывала в разное время. Если в игре участвует вся группа, проводила её в начале прогулки. Игры с небольшими группами и индивидуальные организовывала в течение всей прогулки. Организовывала элементарные по содержанию и правилам сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя («Бегите ко мне», «Машина и воробышки», «Где твой домик», «Мыши и кот», «У медведя во бору»). Подвижные игры, которые направлены на прыжки и подлезание: «По ровненькой дорожке», «Мой веселый, звонкий мяч», «Наседка и цыплята». Подвижные игры сопровождала словами-стихами, речитативом, пением, которые раскрывают содержание игры и её правила, а так же служат сигналами для начала и окончания игры, подсказывая ритм и темп. Подвижные игры для младшей группы детского сада с меньшей активностью: «Заинька», «Найди флажок», «Пузырь».
В играх с детьми младшего возраста сначала брала на себя исполнение главной роли (например, кот в игре «Воробушки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручала эту роль детям. Чем меньше дети, тем активнее проявляла себя в руководстве за ходом игры. Играя с малышами, действовала с ними наравне. Главная задача в руководстве игрой – это стимулировать двигательную активность и создать радостное настроение. В этом возрасте уже необходимо требовать и добиваться от детей четкого выполнения условий и правил игры. Ребёнок должен уметь находить своё место при построении (занять своё место в вагоне, спрятаться только в своей норке). Постепенно детей приучала не тесниться, располагаться по всей площадке, разбегаться врассыпную подальше от водящего и друг от друга, не сужать во время игры круг. Малышей обязательно хвалила.
Для детей среднего возраста проводила игры с простейшим соревнованием, как индивидуальные («Кто быстрее принесёт шишку», «Сбей кеглю», направленные на достижение определённого результата, так и коллективные («Самолёты», «Гуси-лебеди», способствующие проявлению у детей коллективной ответственности за выполнение правил, за исход игры; а так же простые игры-аттракционы. Игры большой подвижности: Найди свой цвет, Птички и птенчики, Цветные автомобили, Мыши в кладовой. К подготовке инвентаря и пособий привлекала детей, равномерно распределяя обязанности среди всех. Сначала объясняла правила четко, кратко, по ходу игры, а по ходу объяснения он показывала действия различных героев или просит об этом ребёнка. В средней группе правила несколько усложняются, вводятся ограничения движений: ловить, только прикоснувшись; пойманным отходить в сторону. Ни в коем случае нельзя в подвижной игре злоупотреблять указаниями и требованиями в отношении точности и правильности движений – это снижает эмоциональность игры, активность её участников. Нежелательно прерывать игру, вмешиваться в её развитие. Подведение итогов игры должно быть коротким: необходимо отметить детей, которые проявили ловкость, быстроту, и похвалить всех детей. Дать детям возможность самостоятельно поделиться впечатлениями об игре, о выполнении той или иной роли. Внимание направляла не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение уже знакомых.
Для детей старшего дошкольного возраста подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, введению заданий на коллективное соревнование («Чьё звено быстрее соберётся?», игр-эстафет, увеличение количества ролей (роли увеличиваются до 3-4, например в игре «Гуси-лебеди» роли пастуха, волка и гусей, и распределяются между всеми детьми).
На прогулке планировала подвижные игры в соответствии с прошедшими занятиями. Если они были связаны с длительным сохранением статической позы, то можно организовывать игры большой подвижности, которые будут способствовать снятию мышечного напряжения и повышению двигательной активности всех детей в группе : «Гуси-лебеди», «Удочка», «Коршун», «Зайцы в огороде», «Мы веселые ребята», «Ловишки» и т. д. Если занятия были насыщены двигательной активностью детей, можно начинать прогулку играми средней подвижности, когда не все дети задействованы в основном движении, тем самым дать больше нагрузку тем ребятам, которые не были активны во время занятия: «Мышеловка», «Кот и мыши», «Пустое место» (с ленточкой, платочком, колокольчиком, «Шишки, желуди, орехи, «Третий лишний» и т. д. На прогулке организовывала эстафеты и игры со спортивным оборудованием: мячи, скакалки, обручи. В конце прогулки обязательно проведение игры, чтобы собрать детей, настроить их на окончание прогулки. Игры в круге, звеньях, можно с мячом «Вышло солнышко из-за речки», «Мяч капитану», «Тоннель», «Ручеёк» и т. д.
При проведении известных игр предоставляла детям самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Для выбора водящего часто использовала считалки (считают сами дети); можно загадать загадку – кто первый отгадал, тот и водит; по желанию ребёнка; при помощи «волшебной стрелки»; как поощрение и по жребию. К концу года дети старшего дошкольного возраста должны уметь самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры.
Подвижные игры использовала не только на прогулке, но и в других видах деятельности. Игре, как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводиться много времени: до завтрака, во время утреннего приема, вовремя непосредственно- организованной деятельности, в перерывах между различными видами деятельности, после дневного сна.
Подвижные игры во время утреннего приёма способствуют созданию положительного психологического микроклимата, дружеских взаимоотношений между детьми на целый день. Большей частью это игры малой и средней подвижности, хороводные, направленные на воспроизведение имитационных движений, проговаривания потешек: «Затейники», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Обезьянки», «Шел король по лесу», «Карусели», «Паучок», «Заинька», «Море волнуется…», «Подарки». Этими и многими другими играми я и дети встречала ребенка, показывала, как мы ждали его, чтобы начать игру, в них нет соперничества, нет отрицательных эмоций, что влияет на хорошее психологическое самочувствие всех участников воспитательного процесса.
В непосредственно образовательной деятельности тоже есть место подвижной игре, несмотря на то, что в группах зачастую нет возможности организовать полноценную подвижную игру. В коммуникативной деятельности дети разучивают слова русских народных игр, потешек.
В познавательной деятельности тоже проводила подвижные игры по командам или звеньям. «Чьё звено быстрее соберется», «Найди свой цвет», «Найди свою форму», «У ребят порядок строгий…». Особенно целесообразны для концентрации внимания игры «Запрещенное движение», «Поймай звук», «Летает, не летает», «Карлики-великаны», «Бывает -не бывает» и т. п. Также организовывала образовательную деятельность детей так, чтобы была возможность менять виды деятельности, давать детям задания в парах, в командах, на ковре, стоя, за столом и т. д.
Пополняла развивающую среду в группе и на прогулке так, чтобы дети могли самостоятельно организовать подвижные игры: маски, различные атрибуты: повязки, ленточки, медальоны, спортивное оборудование, провожу беседы о безопасности во время подвижных игр.
Применение подвижных игр повлияло на улучшение основных движений детей младшего дошкольного возраста. В результате проведенной работы движения детей заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии.
Таким образом, систематическое использование подвижных игр в режиме дня в различных формах : на третьем физкультурном занятии, которое проводится на открытом воздухе, утренней разминке, динамических часах (часах подвижных игр на прогулках, в самостоятельной двигательной деятельности, индивидуальных занятиях, спортивных праздниках, развлечениях поможет ликвидировать дефицит движений, сбалансировать процессы роста и физиологического созревания, сформировать у детей привычки здорового образа жизни; приобщит их к универсальным ценностям
человеческой жизни : доброте, коллективизму; создаст условия для их творческого самовыражения в двигательной деятельности, социализации.
В дальнейшем планирую продолжить уделять большое внимание в организации и разучивание подвижных игр с детьми. Проводить спортивные эстафеты, праздники подвижных игр на свежем воздухе. Организовать круглый стол для родителей и детей «А мы играли так…», где папы, мамы знакомят со своими любимыми играми.