елена звонарева
Опыт работы «Формирование математических представлений через сказку-игру»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование математических представлений через сказку-игру»
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Публикация «Опыт работы „Формирование математических представлений через сказку-игру“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Меня же в свою очередь заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами сказки.
Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей, т. к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. Так же в многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. Поэтому сказка будет являться эффективным средством формирования математических представлений у детей.
(слайд) Поэтому цель моей работы - Формирование математических представлений дошкольников через сказку.
В соответствии с работой были определены следующие задачи :
Задачи:
• Развивать логическое мышление анализ, синтез, сравнения, отрицание, классификация,
• Формировать умение ориентироваться в пространстве;
• развивать у детей умение рассуждать, доказывать;
• доставлять детям радость, удовольствие, от игр и упражнений математического содержания, с использованием сказочных средств;
• учить применять полученные знания в сказочных и игровых ситуациях;
• воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
• воспитывать навыки самостоятельности;
• воспитывать интерес к математике.
Ожидаемые результаты (слайд)
При реализации данного опыта формирования элементарных математических представлений посредством сказки будут достигнуты следующие результаты:
Повысится интерес дошкольников к изучению математики, дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
Сформируется активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.
Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Повысится компетентность родителей в вопросах математического развития детей посредством сказок.
Повысится уровень практических знаний и умений педагогов по применению сказок в формировании элементарных математических представлений детей.
Для выявления уровня сформированности математических представлений у детей я провела диагностику. Данные диагностики наглядно показали, что не у всех детей в достаточной мере сформировано элементарные математические представления.
Большинство детей не различают цвет предметов, путаются в понятиях большой – маленький, длинный – короткий, есть дети, которые не называют геометрические фигуры.
(слайд) Свою работу я начала с пополнения предметно-развивающей среды. В группе были созданы соответствующие условия для формирования элементарных математических представлений через сказку.
Имеющийся материал расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру, работу. Уголок математики пополнила материалами отражающими связь с другими видами детской деятельности в детском саду.
(Слайд) Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей. Во многих сказках математическое начало находиться на поверхности («Белоснежка и семь гномов», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят» и т. д.) Такие названия сказок позволяют нам задавать стандартные математические вопросы (Сколько? Посчитай? Чем отличаются) Но если проявить творческий подход, то любая сказка может стать источником необычных математических заданий, требующих от ребенка смекалки, мыслительных операций, умение устанавливать взаимосвязи. Играя с ребенком, используя при этом сказки, мы развиваем: КУРОЧКА РЯБА – умение находить сходства и различия по цвету и форме;
ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА - поможет научить делить целое на две равные части;
ТРИ МЕДВЕДЯ - знания о величине (большой, маленький, средний);
КОЛОБОК – знакомим с геометрическими фигурами; ТЕРЕМОК – порядковый счет; учим называть «соседей» чисел;
РЕПКА – знания о величине, закрепляем количество и счёт.
Изучив литературу по этой теме, я разработала перспективный план, в котором задачи по ФЭМП решаю через знакомые детям сказки
(слайд) Вместе с этим на своих занятиях использую театры разных видов: настольные (деревянные, бумажные, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
На занятиях по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом. Использую несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки. Учитываю возрастные особенности детей. Математические задачи, такие как:- цвет, форма, величина, назначение, ориентировка в пространстве, совершенствование навыков счёта, моделирование, и т. д.
(слайд) При обучении детей элементарным математическим представлениям, использую такую форму совместной деятельности, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания.
(Слайд) Еще один методический прием, который я использую в своей работе – это игры-соревнования. Кто быстрее соберёт разрезные картинки и быстрей поставит заплатку. Такие игры проходят очень эмоционально и решают ряд задач как математического характера, а так же показывают знание детьми содержания сказок.
Данный опыт работы представлен педагогическому коллективу на педагогическом совете, имеется в методическом кабинете, а также размещен, на сайте Дистанционного образовательного портала «Маам. ru»
(слайд) Я всегда в тесной связи с родителями. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями : беседы, консультации, папки-передвижки, оформление информационных уголков, рекомендации методической литературы.
Рассказываю, как построить домашний режим ребёнка, знакомлю родителей с содержанием и организацией некоторых дидактических игр. Для проведения дидактических игр в семье можно использовать различные предметы повседневного обихода: одежду, природный материал, мелкие игрушки.
Родители принимают участие в оформлении и пополнении математического уголка в группе, помогают мне в изготовлении дидактических игр по теме. Таким образом, игровая деятельность детей стала активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье.
(Слайд) В заключении хочу отметить: несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший нашу жизнь, дети тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Это не удивительно.
Выводы:
- сказка положительно влияет на развитие математических способностей;
- комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты;
- с помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов;
- сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.
Регулярное использование сказок на занятиях по математике расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Выводы:
-
Список литературы.
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2-е изд., испр и доп. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. (Интеграция в системе воспитательно-оздоровительной работы детского сада, пособие для педагогов дошкольных учреждений, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3. Воронина Л. В. ,Суворова Н. Д. (знакомим дошкольников с математикой, Творческий центр Москва, 2011.
4. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2000.
5. Новикова В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа Учебно-методическое пособие- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2000.
6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-5 лет Москва Издательский центр «Вентана - Граф» 2009.
7. Сажина С. Д. (Технология интегрированного занятия в ДОУ, 2008г, (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
8. Колесникова Е. В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками, М. : Творческий центр СФЕРА, 2011.
родительское собрание «Роль сказки в развитии элементарных математических представлений