Получи документы

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Шматова Наталья Ивановна
Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

«Учитель - человек, который

может делать трудные вещи легкими» Ральф Эмирсон

Слайд 2.

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях.

Публикация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС» размещена в разделах

Слайд 3, 4. Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в конце 60-х годов, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников. В настоящее время оно прочно вошло в педагогический лексикон.

Сейчас в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Таким образом, цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. В нашей школе мы используем УМК «Школа России». Я считаю, что в сельской школе она наиболее приемлема.

Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

Сегодня вопросы образования становятся приоритетными во всём мире, так как они определяют будущее не только каждой страны, но и всего человечества в целом. Развитие образования без освоения новых идей невозможно.

На мой взгляд, инновационные подходы к преподаванию связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. Современный учитель- это человек с новыми взглядами и задачами, который не только знает современные технологии, методы, подходы, но и испытывает необходимость в их использовании в быстро изменяющемся мире.

Теперь задача учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе (из личного опыта).

Свои уроки я начинаю с совместной с учениками постановки целей и задач урока, что позволяет понять, к чему надо стремиться, чтобы сравнить полученный результат. Уроки выстраиваю таким образом, чтобы все ученики имели возможность проявить себя, раскрыть свои способности, достичь результатов.

В связи с этим на своих уроках я часто использую такие современные технологии как :

технология проблемного обучения;

здоровьесберегающие технологии;

технология портфолио;

игровые технологии;

технология сотрудничества;

технология проектного обучения

В педагогической деятельности использую личностно- ориентированный подход, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, игровых технологий.

Здоровьесберегающие технологии применяю как в урочной деятельности, так и во внеурочной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику.

Привлекаю детей к созданию своих физминуток.

Например, 1,2-выше голова,

3,4- руки шире,

5- руками помахать

6- на место тихо сесть.

Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

Слайд 8. Например, математика 3 класс «Деление суммы на число»

Предлагается решить примеры: (32+8) : 5 (15+12) : 9 (30+27) :3 (Последний пример должен вызвать затруднение)

- Ребята, смогли решить? (Нет)

- В чем затруднение? (Сумма не делится)

- Чем вычисления не похожи на другие? (А в других сумма делилась)

- Какая тема урока (Деление суммы на число?

Но бывают разные ситуации, иногда кто-то из детей решает данное выражение и тогда, сталкивая разные мнения детей, мы приходим к определению темы урока.

Русский язык. Тема «Имя прилагательное»

Урок начинаю с того что обращаю внимание на классную доску, спрашивая:

-Это что (доска).

-Она какая? ( ответы всегда разные: зеленая, складная, классная, большая и т. д.)

-На какой вопросы вы отвечали? (какая)

- Что мы перечислили? (признаки предмета)

-Какие признаки мы можем указать у предмета?

Вывод: будем знакомиться с новой частью речи

«Неопределенная форма глагола»

На доске записаны, слова: играть, петь, смотреть, скакать.

Учитель просит определить лицо и число глаголов. У детей недоумение, так как задание невыполнимо.

Вывод: тема урока.

Слайд. 6 «Предложение. Текст»

– Проверьте работу ученика, которому надо было расставить знаки препинания в предложениях. Что вы ему посоветуете?

На доске: Дети шли по лесу! Вдруг раздался шорох. Кто там. Это ёжик?

Игровые технологии. Как сделать любой урок интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?

Еще несколько лет назад игра и ребенок были не отделимы друг от друга. Но сейчас дети не любят играть в игры, они увлечены играми компьютерными. Мне кажется, что очень часто родители просто дают детям современные гаджеты, чтобы дети просто от них «отстали и не мешали». А учить играть детей нужно!

Ведь игра является основным видом деятельности ребенка! Она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию умения осознавать и определять свои эмоции, уважительно относиться к мнению товарищей, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность.

Чем младше дети, тем чаще на уроках присутствуют элементы игры. Многие дети любят сказки. Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог хорошей работы. Сказки при изучении математики можно использовать так : герои испытывают трудности, а учащиеся им помогают. Дети отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т. д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Например, “Назови соседей числа”

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

«Расшифруй». Составить слово из букв, предварительно решив числовые выражения ( варианты: в возрастающем порядке, в убывающем порядке)

«Тучка и дождик». При обучении грамоте на доске прикрепить тучку с буквой и соединить с капелькой, на которой буква или слог.

Эта игра дает возможность отработать чтение слогов, односложных слов.

В связи с противоэпидемическими мероприятиями использовать технологию сотрудничества сложно. Учить детей взаимодействовать друг с другом сложно, но нужно. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

-взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Начинаю эту работу с 1 класса. Мне очень нравится такой прием как «Рукавичка»! Когда детям дается шаблон рукавички и предлагается их раскрасить.

Технология проектного обучения Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

Системы действий учителя и учащихся. С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта:

-разработка проектного задания,

-разработка самого проекта,

-оформление результатов,

- общественная презентация,

-рефлексия.

Начиная с 1 класса, дети выполняют небольшие проекты. По математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. В учебниках 1-4 классов предлагаются темы проектов. Ребята выбирают тему, делятся по желанию на группы, распределяют обязанности, подбирают материал, обсуждают, выбирают нужное, оформляют проект, группами защищают, оценивают результаты работ.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.

1 часть. Учебная деятельность.

Включает в себя:

• результаты обучения ученика по четвертям и за год;

• отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, «Политоринг», «Елка Победы», «Окна Победы», конкурсах сочинений и т. п.

• самооценку школьника своей учебной деятельности.

2 часть. Участие в делах класса и школы.

Включает в себя:

• результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;

• отметку о посещении факультативов, кружков, секций;

• спортивные достижения учащихся;

• оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.

• Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т. п.

Таким образом, опираясь на личный опыт, хочу отметить следующее:

а) на сегодняшний день невозможна работа педагога без использования современных педагогических технологий; их применение способствует повышению качества знаний учащихся, развитию познавательного интереса;

б) использование разных технологий позволяет учителю организовать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ученик стал его частью и стремился к приобретению новых знаний.

Любые образовательные технологии – это ещё не гарантия успеха.

Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.

Самое главное – это во всем знать меру. Невозможно использовать все педагогические технологии на одном уроке, да это и не нужно. Как сказал

Слайд 10. Д. И. Менделеев: «Если камин набить дровами доверху, то он не горит, а только дымит».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС НОО для выступления на РМО по начальной школе Одной из задач современной школы в условиях внедрения ФГОС является создание условий для личностного развития каждого ребенка и формирование.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 10:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Шматова Наталья Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД