Шматова Наталья Ивановна
Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Учитель - человек, который
может делать трудные вещи легкими» Ральф Эмирсон
Слайд 2.
Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях.
Публикация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Слайд 3, 4. Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в конце 60-х годов, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников. В настоящее время оно прочно вошло в педагогический лексикон.
Сейчас в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Таким образом, цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.
В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. В нашей школе мы используем УМК «Школа России». Я считаю, что в сельской школе она наиболее приемлема.
Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
Сегодня вопросы образования становятся приоритетными во всём мире, так как они определяют будущее не только каждой страны, но и всего человечества в целом. Развитие образования без освоения новых идей невозможно.
На мой взгляд, инновационные подходы к преподаванию связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. Современный учитель- это человек с новыми взглядами и задачами, который не только знает современные технологии, методы, подходы, но и испытывает необходимость в их использовании в быстро изменяющемся мире.
Теперь задача учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе (из личного опыта).
Свои уроки я начинаю с совместной с учениками постановки целей и задач урока, что позволяет понять, к чему надо стремиться, чтобы сравнить полученный результат. Уроки выстраиваю таким образом, чтобы все ученики имели возможность проявить себя, раскрыть свои способности, достичь результатов.
В связи с этим на своих уроках я часто использую такие современные технологии как :
технология проблемного обучения;
здоровьесберегающие технологии;
технология портфолио;
игровые технологии;
технология сотрудничества;
технология проектного обучения
В педагогической деятельности использую личностно- ориентированный подход, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, игровых технологий.
Здоровьесберегающие технологии применяю как в урочной деятельности, так и во внеурочной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику.
Привлекаю детей к созданию своих физминуток.
Например, 1,2-выше голова,
3,4- руки шире,
5- руками помахать
6- на место тихо сесть.
Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами и выразили по-своему.
Слайд 8. Например, математика 3 класс «Деление суммы на число»
Предлагается решить примеры: (32+8) : 5 (15+12) : 9 (30+27) :3 (Последний пример должен вызвать затруднение)
- Ребята, смогли решить? (Нет)
- В чем затруднение? (Сумма не делится)
- Чем вычисления не похожи на другие? (А в других сумма делилась)
- Какая тема урока (Деление суммы на число?
Но бывают разные ситуации, иногда кто-то из детей решает данное выражение и тогда, сталкивая разные мнения детей, мы приходим к определению темы урока.
Русский язык. Тема «Имя прилагательное»
Урок начинаю с того что обращаю внимание на классную доску, спрашивая:
-Это что (доска).
-Она какая? ( ответы всегда разные: зеленая, складная, классная, большая и т. д.)
-На какой вопросы вы отвечали? (какая)
- Что мы перечислили? (признаки предмета)
-Какие признаки мы можем указать у предмета?
Вывод: будем знакомиться с новой частью речи
«Неопределенная форма глагола»
На доске записаны, слова: играть, петь, смотреть, скакать.
Учитель просит определить лицо и число глаголов. У детей недоумение, так как задание невыполнимо.
Вывод: тема урока.
Слайд. 6 «Предложение. Текст»
– Проверьте работу ученика, которому надо было расставить знаки препинания в предложениях. Что вы ему посоветуете?
На доске: Дети шли по лесу! Вдруг раздался шорох. Кто там. Это ёжик?
Игровые технологии. Как сделать любой урок интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?
Еще несколько лет назад игра и ребенок были не отделимы друг от друга. Но сейчас дети не любят играть в игры, они увлечены играми компьютерными. Мне кажется, что очень часто родители просто дают детям современные гаджеты, чтобы дети просто от них «отстали и не мешали». А учить играть детей нужно!
Ведь игра является основным видом деятельности ребенка! Она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию умения осознавать и определять свои эмоции, уважительно относиться к мнению товарищей, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность.
Чем младше дети, тем чаще на уроках присутствуют элементы игры. Многие дети любят сказки. Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог хорошей работы. Сказки при изучении математики можно использовать так : герои испытывают трудности, а учащиеся им помогают. Дети отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т. д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Например, “Назови соседей числа”
Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
«Расшифруй». Составить слово из букв, предварительно решив числовые выражения ( варианты: в возрастающем порядке, в убывающем порядке)
«Тучка и дождик». При обучении грамоте на доске прикрепить тучку с буквой и соединить с капелькой, на которой буква или слог.
Эта игра дает возможность отработать чтение слогов, односложных слов.
В связи с противоэпидемическими мероприятиями использовать технологию сотрудничества сложно. Учить детей взаимодействовать друг с другом сложно, но нужно. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:
-взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Начинаю эту работу с 1 класса. Мне очень нравится такой прием как «Рукавичка»! Когда детям дается шаблон рукавички и предлагается их раскрасить.
Технология проектного обучения Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Системы действий учителя и учащихся. С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта:
-разработка проектного задания,
-разработка самого проекта,
-оформление результатов,
- общественная презентация,
-рефлексия.
Начиная с 1 класса, дети выполняют небольшие проекты. По математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. В учебниках 1-4 классов предлагаются темы проектов. Ребята выбирают тему, делятся по желанию на группы, распределяют обязанности, подбирают материал, обсуждают, выбирают нужное, оформляют проект, группами защищают, оценивают результаты работ.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
1 часть. Учебная деятельность.
Включает в себя:
• результаты обучения ученика по четвертям и за год;
• отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, «Политоринг», «Елка Победы», «Окна Победы», конкурсах сочинений и т. п.
• самооценку школьника своей учебной деятельности.
2 часть. Участие в делах класса и школы.
Включает в себя:
• результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
• отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
• спортивные достижения учащихся;
• оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.
• Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т. п.
Таким образом, опираясь на личный опыт, хочу отметить следующее:
а) на сегодняшний день невозможна работа педагога без использования современных педагогических технологий; их применение способствует повышению качества знаний учащихся, развитию познавательного интереса;
б) использование разных технологий позволяет учителю организовать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ученик стал его частью и стремился к приобретению новых знаний.
Любые образовательные технологии – это ещё не гарантия успеха.
Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.
Самое главное – это во всем знать меру. Невозможно использовать все педагогические технологии на одном уроке, да это и не нужно. Как сказал
Слайд 10. Д. И. Менделеев: «Если камин набить дровами доверху, то он не горит, а только дымит».
Спасибо за внимание!