Нина Трутнева
Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах
▼ Скачать + Заказать документы
В МДОУ «Детский сад №200» Ленинского района г. Саратова уделяется огромное внимание приобщению дошкольников к правилам дорожного движения в различных жизненных ситуациях.
Почти каждое третье ДТП происходит по вине самих детей. Среди них процент дошкольников составляет небольшую часть. Связано это с тем, что они, как правило, на дороге находятся вместе с взрослыми. Но как только они становятся более самостоятельными, число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, резко возрастает.
Публикация «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах» размещена в разделах
Поэтому необходимо уже с дошкольного возраста спланировать и организовать целенаправленную, систематическую работу по изучению правил безопасного поведения на дороге, чтобы к школе у детей уже были сформированы осознанные, устойчивые навыки.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей. Увеличение интенсивности дорожного движения и огромное количество жертв на дорогах вызывает всё большую тревогу. Растёт понимание того, что человеку следует учиться ответственно вести себя там, где существует риск и опасность, то есть на дороге и улице. Безопасность пешехода во многом зависит от соблюдения им правил поведения на улице.
Вопрос о безопасности детей на дороге остаётся жизненно важным, и поэтому необходимо в дошкольном возрасте формировать культуру поведения на проезжей части дороги и тротуаре.
Дошкольный возраст это стремительное нарастание физических возможностей, двигательной активности, повышенной любознательности, самостоятельности и поэтому первостепенная задача, которая стоит перед педагогом - воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения.
Важным становится поиск новых интересных форм и технологий работы с детьми. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие практических приемов и средств, творческий подход педагогов, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.
Работа с кейс-технологией
Представляем дидактическую систему работы по формированию навыков дорожной грамотности детей дошкольного возраста посредством кейс – технологии :
• Совместная деятельность в режимных моментах, образовательных ситуациях – ежедневно.
• Индивидуальная работа - ежедневно.
• Театрализованная деятельность – 1 раз в месяц.
• Тематические праздники и развлечения – 1 раз в квартал.
• Взаимодействие с родителями - ежедневно.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908г. На сегодняшний день данные технологии адаптированы и могут широко использоваться в процессе обучения.
Исходя из этого, применялись следующие понятия:
Кейс – технология - это интерактивная технология для обучения на основе реальных ситуаций, направленная на усвоение информации, и готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Кейс - это единый информационный комплекс, своего рода информационные брошюры. Нередко их используют в качестве сопутствующих иллюстраций или примеров к теоретическому материалу с вопросами.
Дорожная грамотность – это наука о том, как остаться живым в стране дорог.
Таким образом, теоретический анализ в процессе становления опыта позволил выделить характерные особенности кейс – технологии :
- формирование умения анализа ситуации и принятия решения;
- развитие различных практических навыков;
- создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Развивающая предметно-пространственная среда
Выбор материалов, оборудования, методических приемов при проектировании воспитательно-образовательного процесса происходил в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников.
Работая с дошкольниками по формированию навыков дорожной грамотности, был накоплен обширный наглядный материал для использования в непосредственно-образовательной деятельности, в развлечениях, при инсценировке сказок.
В практике с детьми использовалось созданное образовательное пространство центр «Дорожная безопасность» : модели, макеты, наборы, атрибуты по формированию правил дородного движения, представлены разработки по организации сюжетно-ролевых игр «Юный помощник инспекции дорожного движения», «Наш микрорайон «Солнечный», подборка иллюстраций, сюжетных картинок, отражающих дорожные ситуации, аудио и видео материалы.
Сформирован тематический кейс по «ПДД» : фото – кейс, кейс – игры. Серия опорных и предметных картинок демонстрирующих источники опасности, кейсы - наоборот, кейсы – варианты событий.
Группа оснащена техническими средствами: телевизором, магнитофоном, ноутбуком. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, сказки, например: «Уроки тетушки Совы», которые помогают детям закреплять правила дорожного движения; слушать стихи, песни.
Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяло организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В этом случае среда выполняла образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, была ориентирована на развитие самостоятельности и самодея-тельности ребенка.
Взаимодействие с дошкольниками
Кейс-технология реализовывалась в соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности. Она основана на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по теме и заданий по конкретной проблемной ситуации, и ее решению.
Для формирования навыков дорожной грамотности у дошкольников посредством кейс - технологии применялись следующие формы организации:
- как составная часть непосредственно образовательной ситуации познавательного или речевого цикла;
- в рамках совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах.
- культурно – досуговая деятельность;
- как часть проекта по формированию безопасного поведения разной степени продолжительности;
- мини-игры, театрализованные представления.
В работе с дошкольниками использовались методические приемы обучения.
• Образовательные ситуации, в которых формировались навыки дорожной грамотности.
• Игры и разминки соответствующей тематики.
• Описание иллюстраций по правилам дорожного движения.
• Просмотр и прослушивание литературных произведений на тему дорожной грамотности.
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи является условием для формирования навыков дорожной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии и позволяет построить отношения взаимопонимания в решении данной проблемы.
Накопленный опыт позволяет определить направления совместной деятельности педагогов, родителей по организации пропаганды правил дорожного движения и безопасного образа жизни детей.
К ним относятся:
• организация встреч (общих, групповых, индивидуальных) с целью информирования родителей о совместной работе;
• ознакомление родителей с работой группы, детского сада по реализуемой программе, с результатами обучения детей : собрания, открытые просмотры образовательной деятельности, наглядная информация, выставки литературы.
• организация совместных мероприятий с участием родителей (включение в работу по созданию развивающей предметно- пространственной среды, театрализованных представлений).
В результате целенаправленной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма между педагогами группы и родителями полное взаимопонимание в соблюдении единых требований по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улицах поселка, практическому применению и соблюдению ими правил дорожного движения.
Таким образом, созданные педагогические условия позволяют сформировать у дошкольников устойчивые умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и ответственность в деле сохранения собственного здоровья и безопасности.
Библиографический список
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2008г. ,144с.
2. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице». Спб., «Детство-Пресс», 2009.-96
3. Горская А. В., Правила – наши помощники. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города : Учебно-наглядное пособие - СПб: «Детство – Пресс», 2008 г. - 178с.
4. Дьяконова Л. Ф., Граматкина И. Е., Кейс - технологии как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Тольятти, 2017.
5. Земскова, А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе. Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
6. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование
культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС //
Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 384-386.
7. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. — М. : Просвещение, 1980.
8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. - Режим доступа:
https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html