Светлана Сипкова
Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №4 «Ивушка»
Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Публикация «Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
Период Адаптации - это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья
В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в ДОУ в раннем возрасте, и ежегодно мы сталкиваемся с важной задачей адаптации детей к условиям детского сада.
В этот период ребенка и родителей ожидают трудности в связи с изменениями в их жизни. Такие как: Изменение режима дня, изменение характера питания, изменение окружающей среды, несформированность навыков общения у ребенка, тревожность родителей. В следствие чего возникает стрессовая ситуация.
К сожалению, в большинстве случаев процесс адаптации протекает довольно сложно, и далеко не все дети проходят его успешно. Готовность ребенка к выходу из семьи во многом определяет успех его адаптации, но не стоит недооценивать роль родителей и педагогов в этом процессе. Согласованность их действий и возможность сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду во многом определяют течение адаптационного периода. Федеральный государственный стандарт указывает на необходимость сотрудничества, взаимодействия и доверительного отношения между семьей и детским садом. Именно поэтому нами проводится работа с родителями детей раннего возраста в их адаптационный период.
Цель работы – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогом в период адаптации к ДОУ.
Задачи:
- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста в период адаптации;
-приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение эффективных форм работы;
- способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.
В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями в период адаптации, цель которых - установление доверительных отношений, объединение в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Родителям предоставляется возможность выяснить все интересующие их вопросы, связанные с адаптацией ребенка к ДОУ. В ходе бесед они задают вопросы, предлагают свои варианты их решения. Мы же, в свою очередь, предлагаем родителям заполнить анкету «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?», содержащую вопросы о поведении ребенка дома, его познавательной и игровой активности. Благодаря анкете мы получаем дополнительную информацию о степени готовности ребенка к поступлению в детский сад.
Мы стремимся сократить дистанцию между детьми и нами до уровня отношений с близкими ему людьми, чтобы это общение стало естественным продолжением эмоциональных связей, существующие в его семье.
Далее обязательным атрибутом взаимодействия с родителями является родительское собрание, проводимое нами в нетрадиционной игровой форме. Сначала мы проводим игру «Знакомство»- родители передают по кругу «мягкое солнышко», высказывая при этом свои пожелания для дальнейшей совместной работы с нами. Затем предлагаем родителям вспомнить свое детство и «прожить один день в детском саду». Для создания уютной атмосферы нами подбирается спокойная музыка, которая располагает к неформальному общению, родители общаются друг с другом по имени в уменьшительно-ласкательной форме, которая привычна в обращении с детьми. Родители выполняют упражнения детской утренней гимнастики, участвуют в игровой деятельности, пользуются дидактическим материалом. Посредством таких игр каждый из родителей знакомится с распорядком дня в группе, с играми и игрушками, предназначенными для детей раннего возраста. Все это, конечно же, способствует сплочению дружного родительского коллектива.
С некоторыми родителями мы проводим консультации с целью помочь им в разрешении проблемных вопросов по адаптации ребенка : «Как подготовить ребенка к детскому саду?», «Как избежать осложнений в адаптации?», Режим дня для ребенка» и др.
В своей группе в период адаптации мы создаем родительские уголки, в которые мы помещаем практический материал: советы родителям по адаптационному периоду, информационные листы-памятки «Адаптация. Что это такое?», «Алгоритм прохождения адаптации», а также папки-передвижки «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», «Первые шаги в детском саду».
Практический опыт показывает, что использование нетрадиционных форм работы с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем благодарственные письма для родителей, принимающих активное участие в жизни группы. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, помощь в уборке листьев на участке, изготовление родителями вместе с детьми кормушек для птиц, изготовление выносного материала, постройка снежного городка на участке, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями. В зависимости от плана работы, сообща обговариваем каждое мероприятие, решаем проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование представленных разнообразных форм работы дало определенные результаты:
• родители стали активными участниками встреч и первыми помощниками воспитателя;
• создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей;
• родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместной работе.
Благодаря проведенной работе можно сравнить прохождение адаптационного периода у детей из семей, посещавших наши мероприятия, и семей, не участвующих в них. Наблюдения показывают, что до взаимодействия с родителями процесс адаптации у детей протекал довольно длительно, много времени уходило на организацию совместной деятельности с ребенком, на включение его в новую жизнь ДОУ и группы, на привыкание к распорядку дня, на общение со сверстниками. Дети же, чьи родители участвовали в нашей совместной работе, значительно легче адаптируются к условиям детского сада. Они ведут себя более спокойно, период привыкания сокращается, они быстрее начинают полноценно посещать группу, остаются на дневной сон, активно и с интересом включаются в образовательный процесс.
Я считаю, что если такая совместная работа с родителями станет доброй традицией, то в лице родителей педагоги будут иметь хороших союзников во всех начинаниях дошкольного учреждения.