Ирина Матушкина
Консультация «Двигательная активность детей с использованием разных видов мячей посредством знакомства с мини-музеем мяча»
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Публикация «Консультация „Двигательная активность детей с использованием разных видов мячей посредством знакомства с мини-музеем мяча“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для родителей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Мяч, мячик
- Темочки
Мини-музей в детском саду имеет свою специфику - он отличается от традиционных «больших» музеев и его можно рассматривать как особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.
Музейная педагогика в условиях детского сада ставит перед собой следующие цели:
—реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
—являться частью развивающей предметной среды;
— способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
— помочь наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в разных видах деятельности и посредством создания педагогически целесообразных условий. Позиция педагога предполагает взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности, любознательности, инициативности, удовлетворение потребности в двигательной активности. Этому способствует интегративный подход при реализации программных образовательных задач: полученный ребенком опыт при освоении других образовательных областей он может использовать в двигательной активности, и, в свою очередь, двигательные навыки может переносить в другие виды деятельности, стимулирующие самостоятельность и творческую инициативу.
С целью поддержки познавательной активности детей, элементарных представлений о зарождении и развитии различных видов спорта, совершенствовании у воспитанников техники владения элементами спортивных игр с мячом, в нашем детском саду организован мини—музей мяча.
Мяч относится к самым универсальным и многогранным игрушкам. Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются детьми в самостоятельной деятельности. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, рук, способствуют развитию, глазомера, меткости, координации движений. Но кроме этого упражнения с мячом учат мыслить, развивают наблюдательность, умение общаться.
Создание мини-музея мяча в ДОУ стало проектом детей, родителей и воспитателей всего дошкольного учреждения, который был разбит на несколько этапов. На подготовительном этапе совместно с детьми и родителями была выбрана тема и определены пути создания мини-музея, распределены обязанности между участниками проекта. Защита проекта проходила на педагогическом совете по схеме: оформление, описание (оборудование, экспонаты, название музея, перспективы развития, варианты участия в его создания детей и родителей. Родителям было предложено посетить с детьми музей и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди и т. п.
На этапе реализации проекта в спортивном зале детского сада, следуя своим планам, был создан мини-музей мяча. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты и помогали в оформлении.
После создания музея, начался обобщающий этап, на котором происходит пополнение экспозиции, замена экспонатов, изменение в оформлении, разрабатываются и проводятся экскурсии (взрослыми для детей, детьми для детей и детьми для взрослых, организуются праздники, досуги.
Появление мини-музея мяча в ДОУ открыло перед нами возможность использования в образовательной деятельности новых, интересных, продуктивных форм работы. Так как мини-музей не приспособлен для проведения полноценных занятий из-за длительного стояния на одном месте и недостатка пространства, мы проводим так называемые беседы-пятиминутки, разбивая информацию на несколько подтем. Часто дети обращают внимание на экспонаты, рассказ о которых не входит в планы педагога. В этом случае экскурсовод говорит: «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим внимательно рассмотреть экспонат и догадаться о чем я хотела вам рассказать». Если дети хорошо поняли материал, то при следующем посещении музея, мы предлагаем самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретной теме.
Так, при обучении детей играм с элементами спорта – баскетбол, футбол, теннис, по программе Л. Н. Волошиной «Играйте на здоровье», мы проводим подготовительную работу с детьми в мини- музее. Педагог показывает воспитанникам футбольный мяч и предлагает определить его назначение. Дети выясняют, что это мяч для игры в футбол, его можно бросать, катать. После этого педагог говорит, что на занятиях мы будем знакомиться с игрой, которая называется футбол, и предлагает детям вместе с родителями найти информацию об истории футбольного мяча, правилах игры в футбол, подобрать загадки и стихотворения, а также диски с мультфильмами, в которых присутствует данный вид спорта. На последующих занятиях дети делятся найденной информацией и знакомятся с правилами игры, ударами по мячу, перемещениями во время игры, ведением мяча.
Исходя из того что, двигательная активность является необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития ребенка, наша цель состоит в создании доступных и разнообразных средств для воспитания двигательных качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости, а также любви к прекрасному миру движений, радости от достигнутых успехов при овладении каким-либо из них. В первую очередь, воспитанию двигательной активности способствует создание необходимой развивающей среды, то есть организация физкультурных уголков в группах и использование в работе музейной педагогики. После знакомства с мячами для разных видов спорта, дети применяют полученные знания в ходе самостоятельной деятельности, как в группе, так и на прогулочных участках и в домашних условиях. Например, после знакомства с теннисным мячом и спортивной игрой - настольный теннис, воспитанники имеют возможность закрепить полученные знания не только на физкультурных занятиях, но и в физкультурной зоне на участке старшей группы, где установлен теннисный стол. Кроме этого, в самостоятельной деятельности дети используют резиновые мячи разного диаметра для организации подвижных игр («Передай мяч», «Лови – бросай», «У кого мяч», «Ловишка с мячом» и др.).
Для повышения интереса к играм с мячом, закрепления двигательных навыков и умений, а также развития таких двигательных качеств как ловкость и быстрота, мы используем одну из наиболее эффективных форм работы – физкультурный досуг. Чтобы полученные детьми знания воплощались, мы вовлекаем родителей в образовательный процесс, приглашая их для участия в праздниках, развлечениях («Спортивная семейка», «Папа, мама, я!»).
Для поддержания интереса детей к мини-музею мы планируем менять экспозиции. В перспективе будут разработаны выставки по темам: «Современные игры с мячом», «Спортсмены, прославившие нашу область», «Русские народные игры с мячом». «Мяч в древности», «Мячи - забавы».
Таким образом, использование мини-музея в детском саду позволяет активизировать познавательный потенциал всех субъектов педагогического процесса (детей, родителей и педагогов, дает возможность охватить разные виды деятельности детей и способствовать обогащению двигательного опыта. В результате знакомства с разными мячами, дети знают их назначение и могут самостоятельно использовать полученные знания в игровой деятельности.