Ирина Матушкина
Доклад «Развитие творческих способностей детей посредством разных видов деятельности» (из опыта работы)
▼ Скачать
Доклад «Развитие творческих способностей детей через разные виды деятельности"(из опыта работы)
Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Всё осваивается и познаётся впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врождённые механизмы, служащие основой формирования психических качеств.
Публикация «Доклад „Развитие творческих способностей детей посредством разных видов деятельности“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работа по развитию творческих способностей детей в группе проводим в образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей. ОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» проводится четыре раза в неделю (музыкальное развитие два раза, лепка, рисование).
Вся работа в группе строится по комплексно-тематическому планированию, т. е. в образовательной деятельности мы решаем не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими детьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации. В качестве итогового мероприятия по теме может выступать коллективная работа, выставка детских рисунков, совместных работ взрослых и детей. Так, после завершения темы «Осень наступила» была организована выставка детских работ «Осенние листочки».
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому мы предлагаем детям рисовать пальчиком. С помощью этого способа рисования в группе были выполнены работы «Дождик», «Угощение для курочки».
Лепка также необходима для развития способности фантазировать, представлять, воображать. Для развития детского творчества в лепке мы учитываем интересы детей, используем разнообразные темы и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и её качество. Добиваясь образности в лепке, мы опираемся на художественную литературу, например, предлагаем детям слепить колобка, заборчик для спасения козлят и т. д.
Большую роль в развитии творческих способностей играют дидактические игры. Мы включаем их в образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей и используем при индивидуальной работе с детьми. Очень популярны в нашей группе такие игры, как «Цвет и форма», «Собери картинку», «Что изменилось» и т. д. В них мы закрепляем знания основных форм, цветов, величины; внимания, мышления.
Кроме того, в группе и во время прогулки мы играем в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Курочка – хохлатка», «Зайка беленький сидит» и многие другие для закрепления знаний об окружающем мире и развития творчества.
Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Игры-драматизации позволяют нам решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей. В нашем репертуаре в основном русские народные сказки, такие как «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», где роли бабки, деда, курочки выполняют взрослые, а дети выступают в роли мышки и цыплят. Элементы театрализованной деятельности мы используем в разных видах деятельности :
• в адаптационный период с помощью куклы отвлекаем детей, помогаем им расслабиться, снять напряжение, вызвать у детей положительные эмоции;
• в режимных моментах;
• в сюрпризных моментах во время образовательной деятельности;
• для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.
С целью развития творческих способностей детей в группе мы создали соответствующую развивающую среду : шапочки-маски для театрализованных представлений, элементы костюмов для уголка ряжения, музыкальные и шумовые инструменты, пальчиковый, настольный театры; оформлен уголок изодеятельности, который включает материалы для самостоятельной деятельности по рисованию и лепке.
Для формирования представлений у родителей о развитии творческих способностей детей мы проводим через папки-передвижки, консультации, оформляем выставки детского творчества. Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, об успехах ребенка.