Инна Верхоломова
Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу адаптации ребенка к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
В каком бы возрасте ребенок впервые не пришел в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание. Н. А. Аксарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, не раз возвращалась к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, неустанно приводила один и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут.
Публикация «Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу адаптации ребенка к дошкольному учреждению» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни.
Разлука с матерью - это чрезвычайный психотравмирующий факт. С одной стороны, оно порождает в ребенке ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности. Ребенок приходит в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. С другой, тяжело и родителям, которые видят горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу группы: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть сделать все по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.
Хотелось бы поделиться своими подходами к проблеме адаптации, основанными на собственном опыте.
Относительно спокойно протекает период привыкания детей 3 – 4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. Это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогает воспитателю отвлечь их интересной деятельностью, наладить контакт. Ничего этого еще нет у крохи до трех лет. Адаптационный период дети этого возраста переносят крайне тяжело.
Чтобы привыкание ребенка было максимально безболезненным, нужно сделать его постепенным.
Ребенка, по возможности, нужно начать водить в детский сад не с того дня, когда мама должна выйти на работу, а как минимум за месяц до этого, чтобы постепенно увеличивать длительность его пребывания в детском саду - от 1,5 – 2 часов до полного дня. Когда наступает этап прихода ребенка в группу, мы рассказываем родителям о режиме дня, выясняем соблюдался ли он дома и насколько отличается от принятого в детском саду. Вместе с мамой и папой беседуем о том, что тревожит в связи с тем, что ребенок идет в детский сад, и как облегчить период адаптации.
Семья и детский сад предоставляют ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека, в большой мир. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Однако, очень часто, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга, что приводит к отрицательным результатам.
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Я считаю, что целесообразно проводить работу с родителями не только в устной, но и в письменной форме поэтому использую следующие формы работы детского сада с семьей :
-беседы;
-родительские собрания;
-анкетирование;
-выставки;
-папки-передвижки;
-наглядные формы педагогической пропаганды;
-консультации;
-присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
-укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода.
Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду.
- Следует обратить внимание на домашний режим питания и сна и постепенно приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду,
- Нужно постепенно формировать навыки общения ребенка со сверстниками : можно гулять с ним на участке детского сада и привлекать к совместной деятельности с другими детьми.
- Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию.
- Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел.
- Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
- Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в дошкольное учреждение
- Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельностью ребенка и его привыканием к детскому саду. Лучше всего адаптируются малыши, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым.
- Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, так ему будет легче отпустить вас.
- Помните, что на привыкание ребенку к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
- Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы дошкольному учреждению.
- Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых может построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. В этом помогает посещение прогулок в детском саду. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
- В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес дошкольного учреждения и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
- Примерно за неделю до первого посещения детского сада следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.
Воспитатель первой младшей группы СПДС «Солнышко» с. Верхние Белозерки Верхоломова Инна Витальевна