Елена Варганова
Доклад для выступления на Мпо «Умственное воспитание дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день все большую актуальность приобретают вопросы всестороннего развития детей, начиная с раннего возраста. В условиях дошкольного образования особое внимание уделяется формированию умственной и психологической готовности детей к дальнейшему обучению в школе и эффективной адаптации и социализации в обществе.
Современные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) рассматривают вопрос личностного развития дошкольника гораздо шире, чем традиционная подготовка в физическом, речевом, умственном, коммуникативном плане. В нормативных документах, регламентирующих деятельность дошкольных организаций, акцентируется внимание на необходимости реализации равного права и равных возможностей личностного развития для всех воспитанников.
Публикация «Доклад для выступления на Мпо „Умственное воспитание дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В данном аспекте большую актуальность приобретает проблема развития детей с речевыми нарушениями, количество которых в последние годы значительно увеличилось. Обеспокоенность педагогов вызвана тем, что численность детей 5-7 лет в логопедических группах постоянно растет, при этом возрастают сложные формы речевой патологии. Самую многочисленную группу среди дошкольников, посещающих занятия с логопедом, составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
В ходе многочисленных психолого-педагогических исследований было отмечено, что общее недоразвитие речи негативно сказывается на умственном развитии, а так же на всех составляющих личностного развития ребенка. В интеллектуальной сфере к основным нарушениям относятся:
- затруднение и замедление развития познавательной деятельности;
- снижение продуктивности запоминания;
- нарушение логической и смысловой памяти;
- появление трудностей с овладением мыслительными операциями;
- нарушения в различных видах общения и межличностного взаимодействия;
- угнетение игровой деятельности;
- утрата интереса к занятиям и др.
Все это негативно сказывается на формировании основных компонентов психологической и умственной готовности детей с ОНР к школьному обучению, а также – вызывает сложности в социализации и адаптационных возможностях личности ребенка.
В свете современных тенденций специального образования определены приоритетные цели и задачи, включающие построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания и обучения детей с ограниченными способностями.
В ФГОС ДО прописано, что каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям. При этом ведущей целью педагогического сопровождения детей с ОНР является не только создание для них условий, обеспечивающих комфортное обучение, но и разработка стратегии повышения интереса ребенка к познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений и навыков, общению и полноценному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Организация эффективного взаимодействия различных специалистов в условиях ДОУ преследует цели всестороннего развития и коррекции особенностей развития воспитанников с учетом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, а также – ограниченных возможностей здоровья.
В Комментариях к ФГОС ДО (письмо МОиН РФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС ДО») обозначена необходимость создания специальных условий для работы с детьми с ОНР.
Под такими условиями понимаются :
• Использование специальных образовательных программ, особых методов обучения и воспитания;
• Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения;
• Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
При этом отмечается важность реализации принципов доступности, открытости, деятельностного подхода, дифференциации, индивидуализации и преемственности обучения и воспитания. При этом преемственность должна осуществляться не только на уровне перехода на новый уровень обучения (ДОУ-школа-ВУЗ, но и внутри воспитательно-образовательной среды, сочетающей в себе:
- работу педагогов;
- взаимодействие с родителями;
- сотрудничество с медиками, психологами, социальными педагогами и др.
Первоочередной задачей на современном этапе видится необходимость формирования познавательного интереса и повышения мотивации детей с ОНР к интеллектуальной деятельности. Основными направлениями такой работы выступают :
• Развитие любознательности;
• Развитие инициативности;
• Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
• Предоставление права на собственное мнение;
• Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;
• Развитие коммуникативных способностей.
Коррекционная работа по умственному развитию дошкольников с ОНР включает следующие основные направления:
- Диагностическое, состоящее в проведении диагностики и мониторинга развития основных интеллектуальных показателей ребенка.
- Консультативно-проективное, предполагающее выдвижение возможных идей для эффективного решения проблемы. На данном этапе педагог определяет наиболее перспективные методы и приемы коррекционной работы, составляет индивидуальные программы, распределяет обязанности по их реализации, уточняет сроки. Приоритетной задачей данного направления является составление индивидуального образовательного маршрута, интегрированной модели медико-психолого-педагогического пространства, способствующего реализации образовательных потребностей детей с ОНР.
- Деятельностное, заключающееся в реализации основных принципов коррекционного обучения, индивидуальных программ комплексного сопровождения детей с ОНР.
Занятия, проводимые с учетом интеграции усилий педагогов, психологов, логопедов, дают возможность для создания не только обогащенной речевой среды, позволяющей формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную. Они также способствуют умственному и всестороннему развитию личности ребенка, его адаптации в коллективе, повышению мотивации к совместной учебной деятельности.
Главными направлениями индивидуальной развивающей модели обучения и воспитания детей с ОНР являются:
- формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений,
- адаптация воспитанника в детском коллективе,
- формирование навыков самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов,
- организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Немаловажную роль в реализации сопровождения таких детей играет организация консультативно-просветительской работы с семьей. Родители являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они должны иметь полную информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребенка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие влечет за собой повышение их активности, развитие педагогической компетентности. Психолого-педагогическая работа с семьей изменяет характер отношений родителей к ребенку и его особенностям.
Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить уровень умственного развития ребёнка. Именно поэтому вопросам взаимодействия ДОУ с родителями уделяется большое внимание в ФГОС ДО и других нормативных психолого-педагогических документах.
Основными формами работы с родителями выступают :
- разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребенка;
- проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
- проведение открытых занятий;
- работа с детско-родительской группой.
Коррекционно-развивающая работа с детьми также предусматривает различные формы и технологии, направленные на развитие общего интеллектуального уровня ребенка. Наибольшая результативность в обучении детей с ОНР достигается на индивидуальных занятиях или занятиях в малой группе.
Когда взаимодействие логопеда и воспитателя с детьми осуществляется непосредственно, это способствует более качественному и эффективному восприятию, осмыслению и усвоению материала. В содержании занятий основополагающим является личностно-ориентированный подход, акцентируется внимание на предъявлении посильных требований и соблюдение здоровьесберегающих требований.
В основе разработки коррекционных программ лежит диагностика показателей общей интеллектуальной зрелости:
- дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее концентрацию внимания, способность к анализу, установление основных связей между явлениями, характеристики логического запоминания, навыки работы по образцу, сенсомоторная координация;
- эмоциональная зрелость, рассматриваемая как уменьшение импульсивных реакций ребенка и возможность длительное время выполнять задание;
- социальная зрелость, к которой относится потребность в общении со сверстниками и умение подчиняться законам детских групп.
На сегодняшний день существуют аппаратные методы психофизиологического тестирования, которые объективно оценивают физиологические показатели, характеризующие состояние ЦНС. При помощи такой диагностики можно провести оценку индивидуально-типологических свойств нервной системы, функционального состояния ЦНС и его изменения в ходе учебной деятельности, а также профиля функциональной асимметрии мозга и индивидуальных особенностей развития памяти, внимания и других психических функций.
На основании различных исследований, проводимых психологами, педагогами, медиками, логопедами, было установлено, что у большинства детей 5-7 лет с ОНР отмечается низкий уровень сформированности умственного и познавательного интереса. Детей чаще всего интересует общая ситуация, особенно – содержащая простые игровые действия, но к содержанию занятия и результатам деятельности дети преимущественно безразличны. У данной группы детей наблюдались повышенная отвлекаемость, инертное и безразличное отношение.
Учёными и исследователями была доказана корреляция между уровнями развития основных психических функций, познавательного интереса и тяжестью речевых нарушений.
На основе данных показателей специалистами были выделены основные методы в формировании познавательного интереса и умственного развития у дошкольников, наиболее эффективными из которых являются:
- образовательные ситуации по экспериментированию,
- логические игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера,
- игры-имитации и др.
Подобные игровые приемы позволяют сформировать познавательный мотив в деятельности детей с ОНР, что делает естественным процесс постепенной смены игровой деятельности на практическую.
Мотивация является центральным механизмом не только познавательной деятельности, но и общего умственного, речевого развития. В связи с этим, в педагогическую работу стоит включать мероприятия, направленные на психолого-педагогическую поддержку формирования мотивации дошкольников с ОНР к овладению правильной речью и приобретению навыков осознанной познавательной деятельности.
При планировании работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию познавательной мотивации необходимо учитывать индивидуальные характеристики дошкольников с ОНР, особенности адаптации к коррекционной группе, а также такие личностные характеристики, как невротизм, склонность к избеганию и др. Обязательной составляющей коррекционного процесса является повышение самооценки ребенка посредством создания ситуаций успеха. Работа проводится всеми специалистами логопедических групп совместно с родителями.
В случаях сочетания признаков речевого развития с нарушениями эмоционально-волевой сферы, высокими показателями тревожности и страха, логопедическому воздействию должна предшествовать психологическая коррекция.
Таким образом, дети с ОНР обладают рядом особенностей, негативно влияющих на общее умственное развитие и адаптационные способности. В связи с этим, при работе с такими дошкольниками необходимой является разработка программы развития познавательных функций ребенка с ОНР.
Основными направлениями такой работы выступают :
- организация работы с родителями;
- осуществление игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов;
- игры на снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных и двигательных навыков;
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Игровые комплексы способствуют не только расширению и уточнению словаря, развитию грамматически правильной речи, способности правильно строить предложение и формулировать связную речь. Они также развивают кругозор, чувство ритма и рифмы, учат устанавливать эмоциональные связи между изучаемыми явлениями.
Воспитатель в логопедической группе должен осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, помогая ему раскрыться. При этом следует избегать критических замечаний, подбадривать ребенка в любых проявлениях инициативы, творчества, хвалить за любые успехи и достижения в познавательной сфере.
Внедрение данных принципов в логопедическую практику позволяет выделить определенные методологические приемы, выявляющие наибольшую эффективность в умственном развитии детей с ОНР:
- формирование мотивационной готовности к обучению в школе (игры «Я - первоклассник», коррекционные сказки М. А. Панфиловой и др.);
- методики развития внимания (игры «Сравни картинки», «Кто больше запомнит», работа на запоминание с сюжетными картинками, картинками-загадками и др.);
- упражнения и игры на развитие памяти («Прослушай и повтори» и др.);
- способы расширения вербального мышления («Найди правильное утверждение», и др.);
- упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений («Веселое путешествие», «Виражи» и др.).
Практический опыт показывает, что эффективность работы по развитию компонентов интеллектуального развития у дошкольников с ОНР во многом зависит от системности и целенаправленности взаимодействия узких специалистов (психолога, учителя-логопеда, работающих в дошкольной образовательной организации, с воспитателями и родителями. Как правило, это просветительские и практические занятия, направленные на развитие профессиональных компетенций в области подготовки детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС ДО.
Литература:
Аркатова А. Л., Самофал Р. А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2
Баряев, А. А. Программно-аппаратный комплекс для психофизиологических исследований ПАКПФ-02. Методика проведения исследований: пособие для педагогов, психологов и родителей / под ред. Л. Б. Баряевой; РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2009.
Валявко С. М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006.
Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Михаленкова И. А., Посохова С. Т., Хилько А. А., Шипицына Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей старшего школьного возраста: методическое пособие / А. Д. Виноградова, Н. Л. Коновалова, И. А. Михаленкова, С. Т. Посохова, А. А. Хилько, Л. М. Шипицына; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : Речь, 2004. - 48 с.
Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - М. : Знание, 2007. - 201 с.
Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. - М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 1997. - 176 с.
Насибуллина А. Д., Польшина М. А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе // КПЖ. 2017. №2 (121).
Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. - 256 с.
Нисканен Л. Г., Шаграева О. А., Родина Е. В. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / под ред. Л. Г. Нисканен. - М. : Академия, 2002.