Шашкина Евгения
Доклад для воспитателей «Развитие познавательного интереса и исследовательской деятельности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.
Публикация «Доклад для воспитателей „Развитие познавательного интереса и исследовательской деятельности у дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Стадии познавательного развития
1. Любопытство.
2. Любознательность.
3. Познавательный интерес.
4. Познавательная активность.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»
Николай Николаевич Поддьяков (психолог, академик РАО, руководитель Лаборатории умственного воспитания Института дошкольного воспитания, руководимого А. М. Запорожцем)
Виды детского экспериментирования (по Н. Н. Поддьякову)
1. БЕСКОРЫСТНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (АКТИВНОСТЬ ИСХОДИТ ОТ РЕБЕНКА) :
- Ребенок полноценный субъект (ставит цели, ищет пути и способы достижения)
- Направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо задачи.
2. УТИЛИТАРНОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ (ОРГАНИЗУЕТСЯ ВЗРОСЛЫМ)
- Взрослый выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
- Направлено на решение какой-либо практической задачи.
- Процесс познания с целью получения новых знаний и достижения результата.
Удовлетворяет свои потребности, интересы, свою волю. Познание ради познания.
Во время игр – экспериментов дошкольники :
учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы.
От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
имеют возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда, почувствовать себя ученым, первооткрывателем;
Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
Во - первых, самому быть любопытным.
Во - вторых, не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В - третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В - четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В - пятых, отвечать на многочисленные вопросы ребенка.