Светлана Осипова
Формы и методы работы в ДОО по приобщению детей к национальной культуре и культурному наследию родного края
▼ Скачать +Заказ
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди все реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, малой родины, не могут различать народные промыслы. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования ставит задачу объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Публикация «Формы и методы работы в ДОО по приобщению детей к национальной культуре и культурному наследию родного края» размещена в разделах
(Слайд 2) Педагог, как основной источник знаний для детей дошкольного возраста, не должен допустить того, чтобы наше подрастающее поколение взращивалось в мире дезинформации и отсутствия условий для усвоения традиций своего народа.
Одна из главных задач современного воспитания дошкольников – воспитание любви к Родине и родному краю, чувства патриотизма и гордости за Отчизну. Почему дошкольный возраст является благоприятным периодом для воспитания патриотизма? А именно потому, что ребенок в этом возрасте проникается доверием к взрослому, он часто ему подражает, также он эмоционально отзывчив и искренен в своих суждениях и чувствах. Полученные в дошкольном периоде знания и впечатления сопровождают человека всю жизнь.
Перед педагогом стоит важная задача при знакомстве ребенка с родным краем – открыть перед ним все разнообразие пути развития края и богатство наследия родного региона. Благодаря тому, что педагог обращается в своей работе к региональным особенностям быта и культуры, у дошкольников происходит осознание своей принадлежности к той или иной культурной среде, что способствует в дальнейшем формированию чувства ответственности за сохранение и приумножение культурных традиций. Каждый регион отличается друг от друга какими-либо особенностями и чертами, проявляющимися в историческом развитии, культуре, природе. Все это является благоприятным условием для успешного развития интереса к своей культуре, выражающееся в привязанности к родному дому.
В нашем детском саду уделяется большое внимание работе по приобщению детей к культурно-национальному наследию родного края, созданию условий воспитания через включение регионального компонента в воспитательный процесс.
(Слайд 3) Основная цель – введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края.
В процессе приобщения детей к культурно-национальному наследию родного края решаются следующие задачи:
- обогащать знания детей о родном крае;
- воспитывать чувство любви к Родине, уважение к людям родного края;
- воспитывать желание познавать культуру своего народа, формировать бережное отношение к ней;
- воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.
(Слайд 4) Разнообразны формы работы по приобщению детей к национальной культуре и культурному наследию родного края :
• центры нравственно-патриотического воспитания в каждой возрастной группе;
• региональный компонент через реализацию парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
• экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам, к храму;
• виртуальные экскурсии;
• организация мини-музея;
• проведение ярмарочных гуляний (Масленица, Осенняя ярмарка);
• фольклорные занятия;
• театрализованная и музыкальная деятельность;
• организация наблюдений за природой с использованием художественного слова;
• оформление альбомов на заданную тему;
• просмотр презентаций;
• проектная деятельность;
• рассматривание картин, книг и открыток о родном крае.
В нашей работе используются различные методы и приемы, такие как:
- словесные (чтение художественной литературы, заучивание фольклора, беседы, указания, пояснения)
- наглядные (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, презентаций, видеопрезентаций, наглядных пособий)
- практические (участие в театрализованных постановках, народных праздников, выполнение детьми декоративных изделий, атрибутов к сказкам и т. д.)
- игровые (участие в дидактических, подвижных, народных играх)
(Слайд 5) Для того что бы в полной мере приобщать детей к национальной культуре, в первую очередь должна быть создана предметно-пространственная развивающая среда. В каждой группе у нас созданы центры художественно-эстетического развития и патриотического воспитания. (Слайд 6) Наполнение этих центров разнообразно, ведь окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
(Слайд 7) Введение регионального компонента - парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о местах проживания наших предков; о быте и основных занятиях русских людей; об истории одежды, кухни; о народных приметах, обычаях, праздниках, художественных промыслах, песнях, играх. И позволяет приобщить детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
До 2020 года наши старшие дошкольники совершали экскурсии в краеведческий музей, но в период пандемии это было недоступно и оставались такие формы работы, как виртуальные экскурсии, целевые прогулки по памятным местам, создание мини-музея в помещении детского сада. (Слайд 8)
В современной жизни давно не используются предметы народного быта, которые упоминаются в фольклорных произведениях, а у дошкольников, как известно, наглядно-образное мышление. В работе по воспитанию патриотических чувств надо применять не только художественную литературу, иллюстрации, пословицы и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы. (Слайд 9) Поэтому, в нашем детском саду мы создали мини-музей, в котором собрали предметы обихода, характерные для прошлых веков. Дети с удовольствием брали в руки, рассматривали и изучали предметы народного быта, приобщаясь к истории. Мини-музей «Русская изба» доступен для детей всех возрастных групп и используется педагогами при ознакомлении детей с бытом наших предков.
(Слайд 10) Историю прошлого и настоящего России дети узнают не только на занятиях, но и на праздниках и развлечениях, которые также помогают познакомить дошкольников с обычаями и традициями русского народа. В нашем саду ежегодно проводится праздник Масленицы, в зависимости от погодных условий в помещении или на открытом воздухе. (Слайд 11) Ребят встречают герои в русских народных костюмах, звучат родные сердцу мелодии. Воспитатели вместе с детьми поют и играют в народные игры. Малыши с нетерпением ждут Масленицу!
(Слайд 12) Очень атмосферно проходят у нас и ярмарки. Родители примеряют на себя народные костюмы, для завлечения покупателей красочно оформляют столы и разучивают рифмованные «кричалки», дети с удовольствием исполняют частушки и народные песни. (Слайд 13) Гуляния на территории детского сада наиболее ярко передают атмосферу народных развлечений. К таким развлечениям можно отнести «Посиделки на Покров» (слайд 14, «Капустник», «Рябинник», «Праздник русской березки». С удовольствием дети участвуют и в театрализации народных сказок (слайд 15, играют на народных инструментах, разучивают хороводы и другие народные танцы. (Слайд 16)
Широко используется в нашей работе устное народное творчество, например, на прогулках мы разучиваем разнообразные народные игры, заклички, песенки, рассказываем о народных приметах, используем потешки в режимных моментах.
(Слайд 17) Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Работа в этом направлении невозможна без участия родителей. В каждой группе созданы альбомы, в которых представлены: генеалогические древо, герб семьи, общая семейная фотография. К созданию альбомов творчески подошли родители детей.
Невозможно рассказать подробно о всех формах работы по приобщению детей к национальной культуре. В этом докладе показаны наиболее яркие моменты нашей работы.
В заключение можно сказать, что планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, педагогическое мастерство педагогов помогают заложить в воспитанниках фундамент нравственности, патриотизма, тем самым приобщая детей к культуре своего народа, общечеловеческим ценностям. (Слайд 18)