Галина Аверина
Доклад для педсовета «Логические задачи как средство образования детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности. Развитие мысли-тельных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли, в настоящее время требуется каждому человеку. Закладываются такие способности в детском возрасте, начиная с младшего дошкольного возраста, а формируется логическое мышление к старшему дошкольному возрасту. Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса обучения в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходят логические задачи, игры и упражнения, как основное средство обучения детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольников.
Публикация «Доклад для педсовета „Логические задачи как средство образования детей“» размещена в разделах
- Логические задачи для дошкольников
- Логическое мышление
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация, сериация, абстрагирование – называют логическими приемами мышления. В школе детям понадобится применение таких мыслитель-ных операций. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, прихо-дить к логическому заключению. Решение логических задач раз-вивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры и задачи воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение играть самим. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занима-тельной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Дети начи-нают понимать, что для правильного решения логической зада-чи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задача содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
В своей работе я применяю, например, такие логические за-дачи:
- для младшего возраста:
***
Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (Ответ: Петя собирал грибы, а Лиза ягоды)
***
Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая? (Ответ: грузовая- по широкой, легковая- по узкой)
- для старшего дошкольного возраста:
***
В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в зеленой тарелках. Апельсины не в синей и не в красной тарелках. В какой тарелке лежат сливы? А бананы? А апельсины? (Ответ: сливы- в синей, бананы- в красной, апельсины- в зеленой)
***
Стоит клен. На клене две ветки. На каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: на клене вишни не растут)
***
Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге (Ответ: 4 кг.)
***
У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье (Ответ: трое)
Если ребенок не справляется с задачей, то, я делаю вывод, что, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вероятно, что, слушая второе условие, ребенок забывает первое, предыдущее. В этом случае, я помо-гаю ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спрашиваю у малыша, что он узнал, что понял из него. Затем читаю второе предложение и за-даю тот же вопрос. И так далее. И к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.
Так же в своей работе я использую обычные загадки, созданные народной мудростью, они тоже способствуют развитию логического мышления ребенка, например:
•Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (ножницы)
•Зимой и летом одним цветом. (елка)
•Висит груша, нельзя скушать. (лампочка)
•Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)
и другие.
Все описанные выше приемы я активно использую на разных занятиях. Чаще всего на занятиях по формированию элементарных математических представлений, также на занятиях по сенсорному воспитанию и обучению детей, на занятиях по художественной литературе и других.
Я использую логические задачи на занятиях по сенсорике в группах, в которых я работаю: в 1 младшей, во 2 младшей, в старшей группе.
Я сделала много развивающих, дидактических, в том числе и логических игр своими руками и активно использую их на занятиях.
В 1 мл. группе я предлагаю детям игру «Собери картинку». Сначала из двух частей, а когда дети освоили, то из четырех частей.
Игра «Четвертый лишний». Дети с интересом рассматривают картинки, пытаются рассуждать, пробуют отвечать на вопрос. Не всегда правильно, некоторые объясняют звукоподражанием (если это картинки с животными, т. к. не все дети умеют хорошо говорить. Но все же эти игры и задачи вызывают живой интерес детей.
Игра «Собери цепочку по размеру». Дети раскладывают картинки (например, кошечки) в порядке увеличения или уменьшения размера.
Так же я даю задачи на чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. (Эти задачи даю в группе старшего дошкольного возраста).
Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность любому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой логической задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
В старшей группе я давала логические задачи со счетными палочками:
•Выложить из 5 палочек два равных треугольника.
•Выложить из 7 палочек два равных квадрата.
Дети с увлечением занимались, а добавив всего одну палочку к 7 и переложив одну, догадались, как из 2 равных квадратов сделать 2 равных треугольника. Антон Зинченко и Толя Крысин справились первыми.
Особое место среди логических задач и игр я выделяю играм на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей, ракет, транспорта из специальных наборов геометрических фигур. Наборы эти подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и младшего и старшего дошкольного возраста. Детей увлекает результат составить увиденное на образце (младший возраст) или задуматься самому и составить что-то свое (старший возраст). Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Это, например, кубики Никитина,
«Танграмм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» и другие. Все эти логические игры легко сделать своими руками, что, собственно, я и сделала. А так как я работаю по теме «Сенсорное воспитание детей посредством игр и художественного творчества», я добавляю в эти игры различение цвета (делаю фигуры основных цветов: красного, синего, желтого, зеленого, разные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник) и т. д.
Из многообразия логических задач и игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи-шутки. В них анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной и пространственной, подмечены простейшие математические отношения, например: «Четыре братца под одной крышей живут»(стол) и другие. Я использую их в процессе разговора, беседы, наблюдений с детьми за каким-либо явлением, тогда, когда создается необходимая ситуация.
С целью развития мышления детей я применяю различные виды логических задач и упражнений в своей работе. Это задачи на нахождение пропущенной геометрической фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск закономерностей, чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры и т. п. Например: «Какая фигура здесь лишняя и почему?», «Четвертый лишний», «Сортируем по размеру», «Спрячь мышку» и другие.
Назначение логических игр и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Игры на смекалку, головоломки, занимательные задачи вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывать палочки, собирать картинки из частей. В такой деятельности я формирую важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность; вырабатываю усидчивость, развиваю конструктивные умения. В ходе решения логических задач на смекалку, головоломок, учу детей планировать свои действия, обдумывать, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.
В работе с родителями я провожу беседы, рассказываю какие логические задачи и упражнения я использую. Объясняю, что все эти игры настолько просты, что и у родителей есть возможность применять их при домашнем закреплении полученного материала. Это не только учебная тренировка, но и прекрасно проведенное время родителями вместе со своими детьми.
Я рекомендую родителям изготовить самим игры и применять их с ребенком дома.
Итак, подводя итог вышесказанному, хочу сделать вывод, что логические задачи являются едва ли не основным средством в образовании дошкольников. Логические игры и задачи являются эффективным способом развития мыслительных операций, интеллектуальных способностей детей-дошкольников, а дети с хорошо развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Таким образом, за два-три года до школы можно оказать значительное влияние на развитие логического мышления, математических способностей у детей дошкольного возраста.
Используя различные виды логических задач, игр и упражнений в своей работе с детьми, я убеждаюсь в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закреплять и расширять свои знания. А я стараюсь добиваться того, чтобы игровая деятельность приносила детям только радость.