Лариса Попова
Доклад с презентацией «Применение профессиональных стандартов в сфере образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональные стандарты – основной критерий повышения качества профессионального образования. Вопросы повышения эффективности и качества уже долгое время стоят на повестке дня российского профессионального образования. При этом только в последние годы стала признаваться необходимость определения и использования конкретных механизмов, которые бы смогли реально обеспечить повышение качества подготовки конкурентоспособных работников. К этим механизмам относятся, прежде всего, профессиональные стандарты, которые устанавливают требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.
Публикация «Доклад с презентацией „Применение профессиональных стандартов в сфере образования“» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Разработка профстандартов стартовала с момента выхода Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
На сегодняшний момент принято около 800 профстандартов из 1000 плановых. В дальнешйем планируется довести до 2000 стандартов. Реестр принятых стандартов находится на сайте Росминтруда. Если изначально планировалось, что профстандарты коснутся госсектора, то № 122-ФЗ четко прописывает: профстандарты распространяются на всех работодателей, а если какой-то стандарт не распространяется на госкомпанию или предприятие бюджетной сферы, об этом будет сделана ссылка.
Принятые профстандарты для педагогов вводятся в действие 1 января 2017 года.
Основной целью принятия профстандартов является более детальное урегулирование трудовых правоотношений и актуализация устаревшей нормативной базы. Действующие квалификационные справочники должностей не отвечают современным требованиям, поскольку многие перечисленные в них профессии не применяются, а многие востребованные профессии в них и вовсе не закреплены.
При этом приведение квалификационных справочников должностей в соответствие с современными требованиями нецелесообразно. Таким образом, профессиональные стандарты — это более удобный и детализированный инструмент, определяющий минимальные требования к квалификации работников для занимаемой должности. Новые профессиональные стандарты призваны полностью заменить имеющуюся нормативную базу.
Задача руководителя образовательной организации – подготовить коллектив к работе в новых условиях. Для этого необходимо знать: правовую основу и перечень стандартов; составить план подготовки к их применению; проинформировать коллектив о предстоящих изменениях.
Правовая основа
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для выполнения профессиональной деятельности. Под квалификацией понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (статья 195.1 ТК РФ).
В сфере образования утверждены четыре прфессиональных стандарта:
- 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н);
- 01.002 «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н);
- 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н);
-01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н).
В проекте находится профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации».
До введения этих стандартов в действие при решении опросов, связанных с квалификационными требованиями к педагогам, следует руководствоваться разделом ЕСК «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н) и пунктом 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276).
Кроме педагогов в состав трудового коллектива образовательной организации входит административно-управленческий персонал (руководитель, его заместители, главный бухгалтер, другие работники, относящиеся к общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих) и иной персонал (делопроизводитель, секретарь, специалист по закупкам). Для видов деятельности, выполняемых этой категорией работников, применяются другие стандарты.
Работа с коллективом
Готовиться к применению в образовательной организации профессиональных стандартов нужно поэтапно. Все мероприятия необходимо проводить на основании плана. Для работы с коллективом руководитель формирует рабочую группу. Группа создаётся на основании распорядительного акта. Совместно с членами рабочей группы руководитель определяет информацию, которую нужно довести до сведения коллектива, проводит педагогические советы и собрания для подготовки сотрудников к предстоящим изменениям.
После общих собраний трудового коллектива (заседаний педагогического совета) желательно провести беседы с работниками, занимающими одинаковые должности (например, с воспитателями). Каждый работник должен получить исчерпывающую информацию именно о своём профстандарте. Внимание следует уделить разъяснению документа. Сотрудникам необходимо пояснить трудовые функции, установленные прфстандартом. Для педагога это «Общепедагогическая функция. Обучение», «Воспитательная деятельность» и «Развивающая деятельность», а также трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования»
Нормативные правовые документы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 02.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 №23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;
5. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»;
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2015 № 08-241 «О переносе срока применения профстандарта педагога»;
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2016 № 07-771 «О психологической службе образования в РФ»;
8. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.03.2015 № 01-52-571/05-1672 «О применении профессионального стандарта педагога».
Проигнорировать применение профстандарта не удастся: ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает административную ответственность учреждения в виде штрафа до 50 тыс. рублей. Учитывая то, что судебная практика идёт по пути привлечения к ответственности за каждое нарушение, размер штрафа может достигнуть астрономического размера. Кроме того, если органы финансового контроля выявят факт замещения работником, не имеющим высшего профессионального образования, должности, в отношении которой профессиональным стандартом предусмотрено обязательное наличие указанного уровня образования, то с учреждения могут быть взысканы суммы заработной платы, выплаченные такому работнику.