Ольга Геннадьевна Макарова
Система обучения детей игре на музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Система обучения детей игре на музыкальных инструментах
Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение детей с музыкальными инструментами.
В обучении детей игре на ДМИ выделяется три ступени:
Первая ступень этапа - ориентировочно-тембровая Вторая ступень этапа - ритмическая. Третья ступень основного этапа – мелодическая
Публикация «Система обучения детей игре на музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек – инструментов – неозвученные и озвученные.
Неозвученные лишь изображают инструмент, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами и т. д. Они предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя, напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах. Вся эта деятельность развивает творческое воображение и музыкально – слуховые представления ребёнка.
Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:
1. Игрушки- инструменты со звуком неопределённой (нефиксированной) высоты – погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты т. д., Игра на этих инструментах помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.
2. Игрушки – инструменты, построенные на одном звуке –свирели, дудки, рожки и т. д.
3. Игрушки – инструменты с заданной мелодией (инструменты – автоматы)- органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и т. д. 4. Игрушки – инструменты с диатоническим хроматическим звукорядом – металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, баяны, гармоники, цитры, балалайки т. д.
Все эти музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
В работе с детьми применяются музыкальные инструменты, которые созданы на основе народных инструментов, и по типу инструментов симфонического оркестра. Каждый инструмент отличается своеобразным тембром, источником звукообразования и способом звукоизвлечения.
Применение в работе различных музыкальных игрушек-инструментов даёт возможность удовлетворить интерес к музицированию детей всех возрастов, начиная с самого раннего - когда их знакомят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек и кончая применением уменьшенных моделей настоящих музыкальных инструментов. Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Правда, для развития музыкальных способностей, а то и просто для детских игр, мамы покупают детям игрушки, многие из которых не всегда имеют «естественный» звук. Изготовленные промышленным способом музыкальные игрушки, особенно зарубежного производства, почти все имеют одинаковые тембры. Их звучание неестественно и очень однообразно, так как в их основе лежит так называемая «электронная музыка». Поэтому детей в большей степени интересует расцветка таких игрушек, их форма, а не музыкальное звучание.
Вот почему в работе с дошкольниками музыкальные игрушки и инструменты должны соответствовать определённым требованиям:
1. Быть хорошо настроенными. 2. 2. быть удобными для детей с точки зрения размера и веса. 3. обладать простой конструкцией. 4. быть прочными, пригодными для частого использования. 5. иметь определённый чистый тембр.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: На п е р в о м – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, На в т о р о м – подбирают попевки, На т р е т ь е м – исполняют их по своему желанию.
Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой. Педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.
Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на п е р в о м – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на в т о р о м – подбирают попевки, на т р е т ь е м – исполняют их по своему желанию.
Игра на музыкальных инструментах даёт позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению
Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на занятиях, перед гостями, на концертах. Бесспорна и воспитательная функция детского оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей.