Елизавета Александровна
Проект «Традиции народов мира» в подготовительной группе
Доклад для методического объединения
Традиции народов мира, доклад
Подготовила воспитатель подготовительной группы : Назарова Е. А.
Во всем мире и в нашей стране происходит миграция (переселение) населения, а так же активный отдых людей за пределами родины. Национальный состав многих народов становится смешанным. Появляется много семей, в которых родители разных национальностей, разной веры, так называемые смешанные семьи.
Публикация «Проект „Традиции народов мира“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Сейчас люди разных стран, каждый народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство, где у ребёнка формируется отношение к окружающему миру. Поэтому начинать воспитание человека, как часть большого мира, нужно с младшего возраста, с культуры нашей Родины.
Слайд 2.
Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках. (слайд 3).
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура», воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни).
В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода.
В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, в последствии отражает полученные представления в детском саду в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).
Слайд 3.
В этом возрасте проводится необходимая работа по приобщению дошкольников к праздничной культуре (отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря – Масленица, Колядки).
Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста народные сказки разнообразны по содержанию, объему и динамичности.
Слайд 4.
В младшем дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами в различных национальных костюмах и другими игрушками.
Важной задачей остается воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.
Знакомство детей с народами разных стран происходит через чтение художественной литературы (народные песенки, потешки, стихи, сказки, знакомство с животными разных стран, предметами быта (обувь, одежда, игрушки, мебель, растениями…
Слайд 5.
Период четырёх – пяти лет является оптимальным для начала целенаправленного воспитания эмоционально – положительного отношения к людям ближайшего национального окружения.
Формирование доброжелательного отношения к представителям разных народов должно носить поступательный характер, органично входить в плановую работу педагога с детьми, идти от близкого - к далёкому, а так же проводиться в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Детям этого возраста доступно усвоение элементарных представлений о труде и быте некоторых народов, их национальных традициях, праздниках, творчестве.
Слайд 6.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются:
1. чувства дружбы между народами единой страны проживания;
2. чувство национальной и общенародной гордости принадлежности к человеческому роду;
3. большой и постоянный интерес к культуре своей страны и народов в ней проживающих;
4. уважительное отношение к национальному достоинству других людей к национальным культурам, традициям, обычаям.
Слайд 7.
На протяжении всей работы необходимо формировать у детей понимание, что, у всех людей на планете, есть что – то общее. Это:
1. человеческие потребности (в еде, воздухе, воде, жилище, внимании, одежде, здоровье,
2. жизнь в семье, обществе
3. труд (производства, орудия труда, инструменты, материалы, ресурсы,
4. символы государства,
5. жизненный уклад,
6. праздники, традиции, обычаи,
7. взаимосвязь живых существ на Земле и их зависимость друг от друга.
Каждый народ уникален, вносит вклад в мировое общество, в развитие и культуру нашей планеты. Поэтому, ненавязчивая, доступная, интересная, разносторонняя работа с детьми по данной теме поможет в формировании кругозора ребенка, познанию географических начал, воспитанию гуманистических чувств.
• В группе совместно с родителями можно создать музей народного быта, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
• Собрать материал: потешки, пословицы, поговорки, загадки, песни и др.
• Организовать с детьми народные игры.
• Оформить фотоальбомы, семейные газеты: «Наши семьи», «Семейные праздники», «Все работы хороши», «Наш детский сад» и т. д.
• Разработать проекты ”Моя семья”, “Традиции моего народа”.
• Создать картотеки различных народных игр и фольклора;
• Организовать сюжетно – ролевые игры с региональным содержанием.