Ирина Штельма
Мастер-класс для форума учителей-логопедов и учителей-дефектологов «Нетрадиционные методы на логопедических занятиях в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Нетрадиционные методы на логопедических занятиях в ДОУ
2 слайд
Различные нарушения речи у детей дошкольного возраста в последнее время встречаются все чаще. Речевая недостаточность у большинства дошкольников сопровождается несформированностью отдельных компонентов двигательной, когнитивной, эмоционально-аффективной сфер психической деятельности. Малыш, имеющий нарушения речи, может быть повышенно агрессивным, или наоборот, замкнутым и подавленным. Дети быстро истощаются, становятся невнимательными, теряют интерес к занятиям. Они с трудом овладевают операциями, требующими тонкой моторной дифференциации. Эти дети нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Публикация «Мастер-класс для форума учителей-логопедов и учителей-дефектологов „Нетрадиционные методы на логопедических занятиях в ДОУ“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Логопедические занятия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Коррекционная работа с детьми, страдающими тяжёлыми речевыми нарушениями, должна быть эмоционально приятной и разнообразной. Это подталкивает к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых методов в коррекционной логопедической работе.
3 слайд
Су-Джок терапия.
Один из таких нетрадиционных методов, используемых в работе по коррекции речевых нарушений - Су-Джок терапия. Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.
Достоинствами Су-Джок терапии являются:
• Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
• Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
• Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
• Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
4 слайд
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне»
способствует:
• нормализации мышечного тонуса;
• стимуляции тактильных ощущений;
• увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук;
• формированию произвольных, координированных движений
пальцев рук.
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку. На дне «бассейна» можно спрятать игрушки из киндер – сюрпризов, что, без сомнения, замотивирует детей на логопедические занятия.
5 слайд
Массажный мячик
Ни для кого не секрет, что самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов.
Для этого используются массажные мячики. Упражнения сопровождаются стихотворным текстом. (картотека).
Можно использовать следующие игры:
- «Мячик бросай, слово называй»
- «Мячик мы с тобой возьмем, ручки вместе разомнем»
- «Один-много»
- «Назови ласково»
- «Какой,какое, какая?»
6 слайд
Прищепки
* Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному
Игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического речевого опыта.
Можно использовать следующие игры и упражнения»
- «Отметь прищепками только те слова, которые начинаются с заданного звука»
- «Раздели слово на слоги»
7 слайд
Капельки
Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребёнка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами.
Знакомясь с трудами Марии Монтессори, я обратила внимание на то, как много уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики, мускулатуры рук и тонких движений пальцев, откуда собственно идея включить в свою работу цветные капельки и возникла
8 слайд
Сжимая и разжимая тремя основными пальцами колпачок пипетки, ребёнок тем самым упражняет именно те пальцы, которыми потом будет писать. Упражнение требует предельного внимания, концентрации внимания, что также немаловажно.
Используются упражнения:
- «Нарисуй букву»
- «Нарисуй схему слова»
8 слайд
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
На каждое традиционное артикуляционное упражнение используются движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции). (картотека)
9 слайд
Камушки Марблс
Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними
Перечень игр с марблс
1. Выложи по контуру.
2. Звуко-буквенный анализ слов.
3. Составление предложений.
4. Развитие пространственных представлений.
5. «Волшебный мешочек»
6. Работа по коррекции дисграфии. Игра «Зеркало»
7. «Знакомство с буквой»
8. «Лабиринты»
Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
10 слайд
Аппликатор Кузнецова
Известно о доминирующей роли руки в произвольной моторной организации речи, что обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев руки стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений этого будет совершенствование речи
ребёнка. Включение в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон обеих рук усиливает тактильно-кинестетические ощущения.
При помощи аппликатора Кузнецова может быть изготовлено дидактическое пособие «Колючие ладошки». Стимуляцию рецепторных зон обеих рук
осуществляли прижатием подушечек пальцев к игольчатой поверхности с одновременным проговариванием гласных звуков
11 слайд
В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в становление речи.
Нетрадиционные приёмы используются как своеобразное продолжение, закрепление и дополнение к традиционным логопедическим упражнениям