Любовь Мишарева
Консультация «Дети с тяжелым нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой тяжелого нарушения речи детей дошкольного возраста.
Кто такие дети с тяжелым нарушением речи? Их первичным дефектом является речь. Интеллекту таких детей определяется как нормативный, сохранный. От других категорий детей с ОВЗ их отличают нормальные биологические слух и зрение, и полноценные предпосылки интеллектуального развития.
Публикация «Консультация „Дети с тяжелым нарушением речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи с тем, что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная с ДОУ, школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.
В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И. В. Соколовой, к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения.
С раннего детства «дети особой заботы» сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», формируется заниженная самооценка, они боятся лишний раз показаться в обществе. Главная проблема таких детей заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.
Как было сказано выше, что дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Коррекционно-педагогическая работа по направлениям, предусмотренным адаптированными общими образовательными программами дошкольного образования для каждой категории детей с ОВЗ, обеспечивает становление общих универсальных умений, тем самым подготавливая их к учебной деятельности.
Поэтому детям с нарушениями речи необходимо оказывать помощь, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов таких, как восприятие, память, внимание, мышление, пространственная ориентация, развивать навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику, навыки речевого общения.
Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка. Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка, которая должна всемерно помогать педагогам. Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению, потому что осознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети, усваивают необходимый объем знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.
У детей с тяжелой речевой патологией отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Так же для таких детей характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь, особенно на уровне произвольности и осознанности. Многим детям присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. В качестве наиболее характерных для детей с тяжелыми нарушениями речи особенностей внимания отмечается его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Недостатки организации внимания обуславливаются несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточно развитым чувством ответственности и интереса к учению. Что в дальнейшем мешает ребенку, когда он обучается в доу.
В социально-коммуникативном развитии уделяется внимание формированию средств общения с незнакомыми взрослыми, выстраиванию партнерских отношений со сверстниками.
В познавательном развитии формируется знаково-символьная деятельность в процессе игровой и продуктивных видах деятельности.
Речевое развитие совершенствуется за счет обогащения активного словаря и формированию диалогической речи.
Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе музыкального воспитания.
Физическое развитие способствует формированию представлений о здоровом образе жизни.
Успех в подготовке к школе детей с УВЗ также зависит от эффективности взаимодействия между педагогами ДОО и школы и родителями. Поэтому важным направлением в работе ДОО компенсирующего и комбинированного видов является тесное сотрудничество педагогов с родителями на каждом этапе взросления ребенка.
Когда ребенку своевременно оказана коррекционная помощь, то у него к 7-8 годам развивается произвольность его поведения и действий в разных жизненных ситуациях.
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры для работы с детьми.
1-Графические диктанты, рисование по точкам.
2- Игра на внимание «что изменилось»
3- Составь узор из геометрических фигур (по памяти, по образцу)
4-Что спрятано, Найди отличия? Чем отличается?
5- На мышление, внимание.
а)На что это похоже? Какой фигуры не хватает? Составь фигуру (по образцу)
Найди закономерность. (заполнить пустую клетку не нарушая закономерность)
6- Игра в слова (я буду называть слова а вы будете рассказывать что этот предмет может делать) например метель-метет.
7- Сравни по вкусу лимон и мед, и т д.
Сравни по цвету,
На прочность,
Кто выше,
8- Игры на слова в начале, в конце.
9-Подбери слово (которые можно отнести к группе дикие животные, домашние, посуда, мебель)