галина ровная
Подготовка руки к письму у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка руки к письму у детей с нарушением речи.
Я не первый год работаю в МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» воспитателем логопедической группы
Начну с того,что пред-дошкольное образование направленно на то, чтобы создать все предпосылки для формирования успешного обучения детей в школе.
В настоящее время среди главных компонентов психологической готовности к школе выделяют такие учебные качества как:
-мотивы учения
- зрительный анализ (образное мышление)
- уровень обобщений (предпосылки логического мышления)
Публикация «Подготовка руки к письму у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- способность принимать учебную задачу
- графический навык
- произвольность
- обучаемость – восприимчивость к обучающей помощи
и т. д.
Достаточная сформированность этих компонентов, способствует наиболее быстрой адаптации к учебному процессу в школе.
Так как я работаю в логопедической группе, то хотела бы остановиться остановится на развитии графических навыков у детей с ОНР.
Но надо отметить,что данная проблема актуальна не только для детей с ОНР,но и для дошкольников в целом.
В последнее время наблюдается неутешительная статистика увеличения детей с нарушениями речевого развития.
У этих детей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри.
Как следствие у большинства из них возникает проблема при обучении в школе. Одна из них дисграфия – нарушение письма.
Для детей с нарушением речи развитие графо-моторных навыков стоит на первом месте, так как сформированность движений мелкой моторики кисти рук подготавливает почву для последующего формирования речи.
Но графо-моторика-это не только развитие мелкой моторики. Данное понятие намного шире и включает в себя: :
- способ удержания карандаша/ручки,
-силу нажима при рисовании и письме,
- точность, ритмичность и темп движений, их плавность.
Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки, пальчиковые упражнения.
Последние несколько лет я работаю над развитием графо-моторных навыков у детей с ОНР.
Во-первых, это связано стем, что из сетки занятий по ФГОС убрали занятие по подготовки руки к письму,а во вторых возросли требования по подготовке дошкольников к обучению в школе.
Очень часто можно услышать жалобы от учителей и родителе младших школьников, ребенок медленно пишет, не видит строчку, не правильно держит ручку, нет интервалов между словами, не ориентируется в тетради и т. д. Все это является показателем того, что у ребенка не сформированы графические навыки.
Подготовка к письму – особый и отдельный вид занятий с ребенком с ОНР до школы. Сюда входит:
-правильная посадка на занятии
-как держит ручку, карандаш
-как выполняет элементарные графические движения
-как расположен лист или тетрадь во время работы
Казалось, что проще-обвести контур, провести безотрывно линию зигзаг или волнистую дорожку, но эти действия требуют от ребенка скоординированных действий очень многих областей коры головного мозга.
Прежде всего, следует обратить внимание на функционирование психических процессов (мышления, памяти, внимания, способности к пространственному восприятию объектов).
Отталкиваясь от выше сказанного, я поставила себе цель в работе над данной проблемой- создать условий для развития графо-моторных навыков у детей 5-7 лет с ОНР, способствующих успешному овладению письмом в дальнейшем
Для этого необходимо способствовать:
1. Развитию мелкой моторики
-точность скоординированность движений руки и глаза,
-гибкость руки,
-ритмичность движений.
2. Развиватьпсихические процессы
-память,
-произвольное внимание,
-логическое мышление,
-зрительное и слуховое восприятие.
3. Совершенствовать пространственные представления
- ориентация в пространстве, относительно себя
-ориентация на листе бумаги
-ориентация в пределах двух линий и клетки (работа в тетрадях)
4. Формировать навыки учебной деятельности
-умение воспринимать словесную инструкцию и действовать соответственно.
- умение самостоятельно выполнять поставленную задачу.
Перед тем как начать работу в данном направлении необходимо провести обследование детей. Основываясь на результатах диагностики я подобрала комплекс методов и приемов для развития и совершенствования графо-моторных навыков у детей с ОНР. Он включат в себя несколько разделов;
1. Комплексы пальчиковой гимнастики
2. Комплекс упражнений на развитие изобразительно графических способностей и зрительно –моторных координаций.
3. Система упражнений по развитию зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти.
4. Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.
5. Упражнения на развитие способности к концентрации, распределение и переключения внимания.
6. Упражнения и задания для развития графических навыков
7. Комплекс упражнений на расслабление,психо-гимнастика.
Не остаются в стороне и родители.
Для них я разработала рекомендации по совместной деятельности с детьми в домашних условиях, серию консультаций по этой теме, проконсультировала о том какие пособия можно использовать для подготовки руки к письму.
Вся информация для них по интересующим их вопросам доступна на моем персональном сайте -g-rovnaya.jimdo.com/
При формировании графо-моторных навыков необходимо соблюдать определенную последовательность совершенствования разного рода движений.
Эти упражнения я использую как в НОД, так ив различных видах деятельности с детьми
Также разработала рабочую программу для кружковой работы по подготовке руки к письму «Учимся играя».
Для того, чтобы детям не было скучно я всегда стараюсь использовать в НОД нетрадиционные способы развития мелкой моторики;
-лепка из соленого теста
-рисование пластилином на картоне
-изготовление бус, закладок и других элементарных поделок из подручного материала.
В этой работе мы с детьми двигаемся от простого к сложному, соблюдая тем самым один из принципов педагогики.
Основное внимание в развитии графо-моторных навыков я уделяю подготовке руки к письму.
Письмо –это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
В конце второго года обучения я подвожу итоги результативности моей работы.
Дети должны;
- знать гигиенические правила письма
-знать правильное расположение тетради и ручки при письме
-знать правила штриховки и уметь выполнять ее
-уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку и линеечку
-знать правила работы с тетрадью
-уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры
-уметь ориентироваться в тетради, на строке, странице
Использование методик развития графо-моторных навыков в совокупности с другими направлениями деятельности ведет к коррекции речевых нарушений дошкольников с ОНР и создает предпосылки для успешного обучения детей в школе.
.