Алла Федорова
Биолаборатория «Умная теплица» как один из факторов формирования успешной личности ребенка в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня, мне хотелось бы поделиться опытом работы по экологии с помощью учебно-исследовательской оранжерейной установки Биолаборатории-Анро.
Слайд 2 Наш детский сад стал счастливым обладателем установки и приступил к реализации проекта «Умная теплица».
«Умная теплица" служит для постановки ботанических опытов в условиях детского сада. Растения растут без присмотра. Созданы все условия для произрастания растений.
Публикация «Биолаборатория „Умная теплица“ как один из факторов формирования успешной личности ребенка в современном мире» размещена в разделах
Слайд 3 Биолаборатория - это готовое к работе устройство с автоматическим поливом, поддержанием температуры, влажности и изменением цвета подсветки для ускорения фотосинтеза. Управление этими элементами возможно, как в ручном, так и в автоматическом программируемом режиме. Встроенные датчики в заданное время включают или отключают элементы поддержания микроклимата. Таким образом, внутри рабочей камеры в автоматическом режиме создаются благоприятные условия для жизнедеятельности растений.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Значит, чем активнее ребенок трогает, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, повышается познавательная активность. Тем самым успешно формируется личность ребенка.
Наша группа приступила к реализации проекта.
Цель: создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели определили ряд задач:
Образовательные задачи:
-Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
-Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи:
- Развитие интереса к работе с растениями.
-Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
-Развитие мелкой моторики и координации движений.
-Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
-Развитие внимания и памяти.
-Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи:
-Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
- Воспитание усидчивости и аккуратности.
Проблема проекта: какие условия необходимы для нормального роста растений?
Тепло, свет, влага являются необходимыми условий жизни растений. Все растения неудержимо тянутся к источнику света. С помощью биолаборатории выяснили, что, когда света недостаточно появляются слабые, хрупкие бледные стебли. Рост растений с повышением температуры ускоряется, а с понижением температуры замедляется. Когда растению недостаточно влаги оно становится безжизненным. Объясняли, почему при избыточном поливе растение погибает? (если почву залить водой, то в ней не будет воздуха, корни растений не смогут дышать и погибнут, задохнутся).
Тематика опытов: «Как растения пьют воду?», «Растение и свет», «Холодное и теплое помещение для растений», «Где быстрее появится рассада на подоконнике или в биолаборатории?», «Как дышат растения», «Запасливые растения», «Живой кусочек».
Беседы:
- «О комнатных и садовых растениях»;
- «Как человек помогает растениям»;
- «Как «умная теплица» облегчает труд человека»
Исследовательская деятельность «Мир растений».
- Чтение художественной литературы; рассматривание книг, энциклопедий,
Сюжетно-ролевая игра «На даче». Оформление дневника наблюдений.
- Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок «Репка», «Мужик и медведь» (вершки, корешки)
- Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее? ", "Найди пару", "Продолжи ряд» «Живая, неживая природа»
- Тематические физкультминутки;
- подвижные игры.
- просмотр мультфильмов и кинофильмов по сказкам.
В презентации я хотела представить алгоритм работы по экспериментированию с помощью биолаборатории.
Слайд 4
Подготовка аппаратуры к работе. Знакомство с функциональными возможностями установки. Мы учимся с помощью компьютера задавать параметры для нашей биолаборатории. : выставлять температуру, заливать воду, (Вода должна быть дистиллированная, как размещать датчики влажности почвы и капельницы системы полива, запускать программу.
Слайд 5-7
Мы с ребятами решили посадить редис. Заполнили контейнер почвогрунтом. Сделали бороздки и посадили семена. Семена можно сажать почаще. Это дает возможность познакомить с процессом прореживания – давать растениям место для роста, дает возможность понаблюдать за корневой системой, увидеть зависимость роста растений от длины корневой системы. Задали параметры программы.
Слайд 8
Какова была радость ребят, когда появились первые всходы. Мы наблюдали появление первого настоящего листочка. Выявляли зависимость внешнего вида растения от развития корневой системы, вели дневник наблюдения. Выявляли зависимость внешнего вида растения от развития корневой системы Слайд 9-10
Слайд 11 Параллельно проводились мероприятия по изучению свойств воды, воздуха через экспериментальнуюдеятельность.
Подводя итог, хочу сказать, что, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования. Вся проделанная работа по проекту вызвала у детей большой интерес и радость. Им нравилось сажать и ухаживать за растениями, каждый день наблюдать и открывать для себя новые открытия.
Биолаборатория дает возможность сократить время, которое затрачивается на подготовку и проведение фронтального или демонстрационного эксперимента, повысить наглядность эксперимента и визуализацию его результатов, расширить список экспериментов, проводить измерения, модернизировать уже привычные эксперименты.