Марина Андросова
Консультация для родителей «Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда приходят малыши в детский сад некоторые ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?
Что такое адаптация? Это вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни и он не длится вечность. Это время, когда ребенок приспосабливается к детскому саду, является кризисным.
Публикация «Консультация для родителей „Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Смена привычного образа жизни всегда становится причиной психического напряжения, а то и стресса для организма.
Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека, когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества физической и психической энергии. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека. Стресс — это физиологическая реакция организма. Стресс — это изменения в нервно-эндокринных системах. Это физиология.
По тому, как дети привыкают к ДОУ, адаптационный период делят на 3 степени адаптации:
Легкая адаптация: почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь.
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 10-14 дней) ;
-временное нарушение аппетита (норма по истечении 10-14 дней) ;
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.,
-изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.
Основные симптомы исчезают в течении месяца (2-3 недели нормативно).
Средняя адаптация - все нарушения выражены более и длительно:
- сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней;
- ориентировочная деятельность (20 дней);
- речевая активность (30-40 дней);
- эмоциональное состояние (30 дней)
- двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.
- взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается.
Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания.
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) - сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется:
- снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении)
- резким нарушением сна;
- ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения);
- обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.
При очень тяжелой адаптации - характеризуется значительной длительностью (от 6 месяцев и больше).
Полная адаптация происходит в течение 2-3 месяцев, и вовремя этого периода надо как можно больше уделять внимания ребенку. Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.
Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка вашего малыша, психологическая грамотность родителей, а так же создания эмоционально благоприятной атмосферы в семье. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.
Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.
Еще одной причиной "плохого" поведения малыша может быть. его возраст. Все наслышаны о знаменитом кризисе "трех лет". Садик может ускорить взросление ребенка и этот самый кризис свалится Вам на голову без предупреждения, вместе с проблемами адаптации ребенка в коллективе.
Главное - помнить, что это все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, находитесь вместе. Ваше чуткое отношение и доброе участие скоро принесут свои плоды, и ребенок будет с радость ходить в детский сад. Вы быстро заметите влияние садика на развитие Вашего ребенка.
Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в детский сад!»