Ольга Кротова
Дизайн-проект «Уголок экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности.
Задачи, решаемые в уголке экспериментирования :
1. Формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.
2. Развивать поисково-познавательную, интеллектуальную активность детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Наш уголок опытно-экпериментальной деятельности состоит из 6 зон.
1зона- «Уголок природы».
Публикация «Дизайн-проект „Уголок экспериментирования“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Цель:успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей со строением растений, с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются, со значением растений.
Для каждого растения оформлены памятки-алгоритмы. Опыт показывает, что это очень удобно для работы в «Уголке природы». Дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.
Вместе с детьми мы создали искусственный аквариум, в котором можно познакомиться с его обитателями, поиграть с ними.
Живая природа – объект исследования. В «Уголке природы» есть всё необходимое для проведения экспериментов и для дежурства :
фартуки;
лейки;
опрыскиватели;
кисточки;
лопаточки;
тряпочки;
рыхлители.
2 зона – мини-лаборатория «Узнайка».
Вас здесь встречает наш «Узнайка»,
Он помогает знания добыть.
И на все вопросы ответы получить.
Сказочный герой «Узнайка» - постоянный гость игровых занятий. Он превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
В мини-лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, для познания тайн живой и неживой природы.
Специальные ё мкости: стаканчики, мерные ложки, воронки, трубочки, ситечки.
Природный материал: камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора деревьев, палочки.
Утилизированный материал: нитки, пробки,пенопласт, фантики, проволока.
Приборы: микроскопы, лупы, компас, весы, зеркала.
Медицинский материал: ватные палочки, диски, шприцы без иголок, пипетки, груши, колбочки.
Предметы из разных материалов: металлические, деревянные, пластмассовые, магниты, различные виды бумаги, ткани.
Технический материал: болты, шурупы, отвёртки, деревянные, пластмассовые, металлические пластины с отверстиями.
Некоторые материалы располагаются по блокам:
1. «Воздух-невидимка» : веры, воздушные шары, трубочки, мыльные пузыри, вертушки – материалы для изучения свойств воздуха.
2. «Вода-волшебница» : контейнеры для льда, ёмкости для воды различной формы, пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука – материалы для изучения свойств воды.
3. «Звук» : непрозрачные контейнеры с различными наполнителями (пшено, горох, манка, гречка, колокольчики, дудочки, трещётки, наушники – материалы для изучения звука.
4. «Запах» : контейнеры с различными наполнителями (кофе, ваниль, корочки апельсина, травы, пробники духов, ароматические масла, свечи, тестеры – материалы для изучения свойств и различных запахов.
5. «Свет и цвет» : различные фонарики, цветные стёклышки из пластиковых бутылок, зеркала – материалы для изучения света и цвета.
6. «Волшебный магнит» : различные магниты, металлические и неметаллические предметы – материалы для изучения свойств магнита.
В мини-лаборатории есть:
1. Наборы:семян, тканей, ниток, ракушек, камней, листьев;
2. Календари: природы (времена года, дней недели, погоды (для наблюдений за сезонными изменениями в природе);
3. Макеты (выставляются по темам недели) : животные наших лесов, животные жарких стран, насекомые, птицы, в царстве снегов и другие.
Методический центр нашей мини-лаборатории содержит:
Методические рекомендации по проведению опытов (схемы-алгоритмы);
Картотеку опытов, экспериментов и дидактических игр;
Алгоритмы последовательности трудовых процессов в уголке природы и в цветнике;
Алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности;
Правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми;
Разрешающие и запрещающие знаки;
Дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют сами дети.
3 зона – «Почитай-ка» центр.
Цель: заинтересовать детей познавательной литературой.
В этот центр входят книги, энциклопедии, атласы, альбомы, созданные вместе с детьми и родителями на темы :
-времена года,
-наша семья,
-деревья,
-грибы ядовитые и съедобные,
-природные явления,
-птицы,
-насекомые,
-животные нашей родины,
-животные жарких стран,
-домашние животные и птицы,
-животные севера.
Своевременная смена наглядного материала по темам недели помогает научиться детям самостоятельно работать с книгой, добывать нужную информацию.
4 зона – мини-музей поделок «Сундучок».
Цель: организовать уголок самостоятельной деятельности, в котором находятся работы детей, родителей и воспитателей, где периодически оформляются мини-выставки.
Домовёнок является хранителем музейных экспонатов. Он и гид, который устраивает экскурсии для детей. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.
5 зона – «Игротека».
Цель: закрепить знания, полученные опытным путём.
Игротека включает в себя:
Экологические игры,
Лото,
Домино,
Пазлы.
Создана картотека игр:
-«Круглый год»,
-«Кто где живёт»,
-«Зоолото»,
-«Цветы»,
-«Животные»,
-«На море, на суше»,
-«Большие и маленькие»,
-«Что из чего», и другие.
6 зона – «Огород на окне».
Цель: организовать длительное наблюдение за процессом роста растений.
На окне весной обустраивается огород. Вместе с детьми мы сажаем: фасоль, лук, овёс, перец, помидор, огурцы, кабачок, рассаду цветов для цветника (циннии, петунья, бархатцы и другие).
Огород охраняет весёлое Пугало. Вместе с детьми строим заборчик, прудик с водой и камешками, на стекле рисуем солнышко, облака, сажаем бабочек, божьих коровок и других насекомых.
Вывод. Грамотное сочетание оборудования и материалов в уголке экспериментирования способствует овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребёнок-исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет умный, любознательный, умеющий логически мыслить и самостоятельно делать выводы и взрослый.