Татьяна Безменова
Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказывались на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл".
К. Е. Тимирязев
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда, Уголок экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность. Детское экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опытов, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе и явлении.
Маленькие «Почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов, ведь им интересно буквально всё. На многие из вопросов дети могут найти ответы самостоятельно, а поможет в этом уголок экспериментирования, организованный педагогом в группе, как раз для удовлетворения детского любопытства. Экспериментальная деятельность, проводимая детьми в этом уголке, учит детей устанавливать причинно-следственные связи, учит наблюдать, размышлять, делать выводы, расширяет кругозор.
Развивающая предметно-пространственная среда не может обойтись без уголка экспериментирования. В нашей группе, конечно же, есть такой уголок, название его символичное – «Почемучки». Главная помощница, «хозяйка» уголка – умная, мудрая "Тётушка Сова", которая всегда поможет, подскажет, научит и объяснит. Этот персонаж выбран не случайно, у нас в группе имеются познавательные фильмы –«Уроки Тётушки Совы», которые ребята очень любят смотреть. Что же интересного можно увидеть в нашем уголке экспериментирования? В первую очередь это мини лаборатория – большая коробка, в которой хранятся все необходимые предметы для организации незатейливых опытов. Здесь есть магниты, контейнеры от киндер сюрпризов с различными запахами (чеснок, цедра, перец, корица,сушёная мята т. п.) пакеты, стаканы, воздушные шары, пружинки, часы, зеркала, лупы, линейки, резиновые груши, железные и деревянные предметы, бумага нескольких сортов, пищевые красители, гуашь и многое другое. В специальных прозрачных контейнерах хранятся различные материалы – соль, сахар, мука, крахмал, сода. Есть контейнеры с глиной, землёй, песком, камнями, ракушками, опилками, шишками, желудями, семенами Для маленьких «любознаек» у нас есть книги познавательного характера, различные энциклопедии. Оформлен альбом, в котором хранятся образцы кожи, меха, различной ткани, бумаги. Специально для уголка экспериментирования я приобрела наборы «Юный химик». Очень важно, чтобы дети были ознакомлены с правилами поведения в данной зоне. Правилами обращения с теми или иными предметами, порядком проведения опытов. Для этого есть у нас специальные таблицы, схемы выполнения заданий, алгоритмы выполнения – карточки подсказки, что можно, что нельзя. Вещества и материалы, которые могут нанести вред ребёнку, находятся в недоступном для детей месте, проводимые с ними опыты проходят только под контролем педагога, при его непосредственном участии.
Для формирования представлений о свойствах воды, снега, льда, песка у нас имеются большие тазики, которые можно легко перенести в любое необходимое место, а также есть резиновые игрушки, рыбки,удочки, наборы лопаток, леек, воронки, формочки различных размеров.
В уголке опытно-экспериментальной деятельности дети учатся формировать результат своих наблюдений, исследований, для этих целей имеется «Журнал опытов и исследований», в который дети заносят результат, используя символы, значки.
Уверена, правильно оформленный уголок экспериментальной и исследовательской деятельности, грамотное сочетание материалов и оборудования в этом уголке, способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам обследования объектов, формированию мыслительной деятельности, а в целом учит детей ставить вопросы и самостоятельно находить на них ответы.