Кондакова Юлия
Дистанционное обучение как способ организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечивая сегодня доступность дополнительного образования для всех категорий детей, в учреждениях дополнительного образования рассматривают разные формы организации образовательного процесса. Разрабатывая программу для детей с особыми образовательными потребностями важно помнить, что для этой категории детей, по тем или иным причинам, не имеющим возможности посещать занятия в образовательном учреждении, необходимо изыскивать возможности включения в процесс обучения удаленно.
Публикация «Дистанционное обучение как способ организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Дистанционное образование в ДОО
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Дистанционное обучение - это способ организации образовательного процесса, который связан с использованием современных информационных технологий. Благодаря информационным технологиям, процесс обучения может быть реализован на расстоянии, без непосредственного контакта педагога и ребенка. Дистанционное обучение позволяет расширить образовательный процесс особых детей, организовать познавательную деятельность ребенка, обеспечить доступ к цифровым образовательным ресурсам, научить самостоятельно работать с электронными учебными материалами, развить навыки телекоммуникационного общения, интеллектуальные способности. Организация учебного процесса для особых детей строится на основе индивидуальных учебных планов и маршрутов, что позволяет заниматься ребёнку по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе. Обязательным условием работы педагога является учёт возможностей здоровья ребёнка, его психофизиологических особенностей, способностей, раскрытие его творческого потенциала, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и, конечно, запрос родителей.
В Городском Дворце детского (юношеского) творчества города Омска данная практика существует, и на сегодняшний день реализуется несколько дополнительных общеразвивающих программ для детей-инвалидов. Нормативные документы чётко диктуют требования обеспечения данной категории детей всеми необходимыми условиями: педагог разрабатывает программный документ, а образовательная организация должна обеспечить доступную среду (специальные условия). В нашей организации пока, не имея возможности создания специальных условий для детей-инвалидов ограниченных в передвижении, мы нашли выход через разработку дистанционных курсов программ. Одна из таких программ, дополнительная общеразвивающая программа «Волшебство своими руками»,реализуясь в дистанционной форме,позволяет создать условия для самореализации ребёнка, выявить и способствовать развитию творческих способностей, предоставляет ребенку, ограниченному в свободном передвижении расширить круг общения и развивать коммуникативные и личностные качества. Важная роль на занятиях отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественному оформлению.
Основными формами проведения занятий являются онлайн-урок и онлайн-консультация, когда педагог непосредственно сопровождает учащегося по учебному материалу. В режиме offline такими формами являются: переписка по электронной почте, представление информации средствами мультимедиа-технологий, презентаций, тестирование, отработка умений с помощью программ-тренажеров, интерактивное исследование учебного материала на образовательных сайтах сети Интернет, посещение электронных библиотек, виртуальных экскурсий, веб-страничек с размещением на них портфолио достижений учащегося.
Созданная и развиваемая в учреждении информационно-образовательная среда (ИОС) позволяет организовать образовательный процесс дистанционно в удобное для учащегося и педагога время, но соблюдая организационные формы и расписание занятий. ИОС программы выстраивается через 3 структурных компонента: управление ИОС программы, руководство и контроль состояния и наполнения;блок учебного материала, пространства заданий и обучения субъектов образовательного процесса;блок общения субъектов образовательного пространства (включая родителей (законных представителей) учащихся).
Контент (наполнение материалами) программы, размещён на портале Дистанционного образования Омской области Ресурсного Информационно-Аналитического Центра Омской области (РИАЦ) в системе дистанционного обучения Moodle. Психологическая служба РАИЦ осуществляет набор учащихся, т. е. отбор именно тех детей, которым по силам и возможностям освоить данную программу.
Работа по программе организована индивидуально,для её реализации требуется стационарный компьютер с возможностью доступа в Интернет, наличие программного обеспечения (в том числе установленная программа Skype) и веб-камеры для конферецсвязи (между педагогом и учащимся). Педагог выступает в роли тьютора, сопровождая и мотивируя учащегося в процессе деятельности.
Большинство занятий составлено по следующему алгоритму:
1 часть занятия – мотивационная. Мотивация к деятельности и пробуждение интереса у учащихся проходит при помощи – мультфильмов, кроссвордов, загадок, анимаций и коротких историй.
2 часть – основная, происходит освоение новых понятий и изготовление поделки (диалог/беседа, практическая работа – изготовление поделок). В помощь и педагогу, и учащемуся имеются фотоматериалы пошагового выполнения продукта творчества.
3 часть – проверочная (игры, викторины, головоломки, тесты, либо рефлексивная (анимированные сюрпризы и открытки).
Разумеется, сотрудниками в этом процессе обучения должны стать 3 стороны: ребенок, родители и педагог. Каждый дистанционный урок, согласно нормам СанПиН, должен обязательно быть чётко регламентирован по времени. Ведь учащиеся, особенно дети с особыми потребностями и дети-инвалиды должны находиться перед компьютером строго ограниченное время. При работе на компьютере мы не должны забывать, что глаза ребенка должны отдыхать, необходима зарядка для глаз, паузы в работе.
В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд проблем и трудностей, с которыми сталкивается педагог при организации и проведении занятий с использованием дистанционных технологий, дистанционное обучение необходимо для детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения. Дистанционные образовательные технологии – это уникальный инструмент, способствующий всестороннему развитию ребёнка-инвалида, реализации его интересов, интеграции ребёнка-инвалида в общество.