Оксана Панькина
Дистанционная форма взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – это две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны между собой. Семья – это самая первая школа воспитания растущего человека, где он учится любить, радоваться, сочувствовать. Педагогическая система без семьи – это абстракция. Вопросы поддержки и обеспечения эффективности взаимодействия родителей воспитанников и педагогов являются актуальными для системы образования. Особый ракурс для их решения сегодня задан условиями ограничений прямых контактов между участниками образовательных отношений. Так сложилось, что многие традиционные и часто используемые формы взаимодействия с родителями в настоящий момент для воспитателя стали просто недоступны. В ДОО, в связи с ограничительными мерами, связанными с короновирусной инфекцией, запрещены массовые мероприятия, совместные с родителями развлечения. Родительские собрания мы не можем проводить в обычном режиме. В некоторых садах запрещено родителям заходить в здание детского сада, они передают ребенка около калитки воспитателю (или заводят только в холл здания, дальше сотрудники разводят детей по группам, то есть у родителей даже элементарно нет доступа зайти в раздевальное помещение, чтобы почитать информацию, которую мы обычно размещаем в инфозоне для родителей; пообщаться с воспитателями.
Публикация «Дистанционная форма взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций» размещена в разделах
- Дистанционное образование в ДОО
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Перед педагогическими коллективами стал вопрос: «Как организовать работу с родителями воспитанников?»
Однако благодаря развитию информационно - коммуникативных технологий в области образования мы нашли ответы, на эти вопросы, применяя дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями, оказания им своевременной помощи в вопросах развития и воспитания детей.
Что же собой представляет дистанционная форма образования детей? Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.
Дистанционный формат общения, обусловленный ситуацией пандемии, можно рассматривать с разных позиций. Существуют некоторые недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста :
• нет прямого контакта между педагогами и родителями – нет качества в организации и результативности взаимодействия;
• максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;
• нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;
• не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);
• отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей;
• в виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.
Мы же придерживаемся более позитивного взгляда на ситуацию и рассматриваем дистант как :
• новую возможность для интенсификации взаимодействия в системе «Родитель - Педагог», «Педагог-Родитель», «Педагог-Родитель-Ребенок»;
• условие для сокращения межличностной дистанции (заочный режим взаимодействия частично уменьшает барьеры в коммуникации);
• возможность для формирования удобного ритма и частоты контактов педагогов и родителей;
• условие обеспечения более удобного формата для передачи информации, снижения ее потери и доступность большему количеству адресатов, т. к. к ней можно неоднократно обратиться : предлагаемый формат предполагает «следы» - записи консультаций (текстовые, видео); открытые чаты, которые сохраняются определённое время;
• средство быстрого обмена мнениями, проведения опросов; накопления материалов, связанных с анализом запросов, ожиданий родителей;
• возможности сразу оценить востребованность предлагаемой информации, получить обратную связь.
Сегодня к дистанционным можно отнести следующие формы взаимодействия : мессенджеры – программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями: WhatsApp, Viber, В контакте, Инстаграм. Так же сайт организации, сайт педагогов, онлайн программа ZOOM и телефонные консультации. Рассмотрим подробнее формы дистанционного взаимодействия ДОО и семьи :
Социальные сети. Как уже было сказано, что в большинстве детских садов организационные цели не могут быть достигнуты с помощью родительских собраний, информационных стендов. В решении этой проблемы могут помочь именно социальные сети, в которых участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Педагог непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т. д.
Электронная почта. Единая электронная почта группы является универсальным и интерактивным средством связи. Родителям не нужно больше переписывать рекомендации, и в случае болезни или пропуска по каким-либо причинам не теряется связь между семьей и садом. Так же это удобно, так как работает обратная связь, любой родитель или представитель ребенка имеет возможность задать вопрос в письменной форме, получить онлайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо.
Сайт учреждения. Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.). Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Мы полагаем, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования. Телеконференции Дистанционные телеконференции могут проводиться как в режиме реального времени, так и с помощью электронной.
Дистанционные родительские собрания. Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка. Формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через проектор транслируются Интернет-ресурсы, и, заканчивая полностью виртуальным родительским собранием, которое проходит в блоге, Вики, Friedfeed, Campus. При этом в собрании могут участвовать как все родители, так и организовано взаимодействие с родительским комитетом. Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. При проведении традиционного собрания этот процесс затягивается во времени, нарушает организацию. Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом.
Смс-рассылка. Смс-рассылка для детского сада – это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей, что предоставляет дошкольному учреждению дополнительные возможности в работе. Смс-информирование позволяет быстро оповестить родителей о важной информации.
Газета группы. Газеты могут выходить с определенной периодичностью. Содержание газеты определяется образовательной темой недели. Например, если тема недели «Народные традиции», то в газете родители могут для себя найти такие материалы, как: советы по организации семейного праздника, интересные факты о происхождении народных традиций, информацию о содержании деятельности воспитатели с детьми в течение тематической недели и др.
Дистанционное обучение
Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста находит отражение в возможности установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий. Основное условие дистанционного обучения - наличие ПК и доступа к сети-интернет. Такое обучение имеет под собой хороший методический фундамент: -видео и аудио-лекции, тесты, задания и т. д. Дистанционные образовательные формы взаимодействия с родителями, при помощи педагогов, помогут им эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности. Поэтому применение в практике своей работы дистанционной образовательной технологии как средства взаимодействия считаю логичным. Результаты работы показывают, что дети благополучно справляются с предложенными заданиями, не испытывают эмоционального дискомфорта, с интересом познают новое и демонстрируют свой опыт и запас знаний, полученные во время пребывания в детском саду.