Анна Соломникова
Дипломный проект «Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2 «Актуальность проекта»
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической нагрузки на определённые группы мышц, снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций организма. К сожалению, собственный опыт и наблюдения показывают, что далеко не всегда педагоги применяют в своей практике упражнения для увеличения двигательной активности детей, чаще всего из-за отсутствия необходимого оборудования, пособий. А для полноценного развития ребёнка необходимо чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством физкультурных пособий и предметов. Но в силу недостаточного материального обеспечения, отсутствия возможности приобрести необходимое дорогостоящее оборудование, а особенно, огромное желание не смотря ни на что, организовать физкультурно-оздоровительную деятельность эффективно, разнообразно и увлекательно, побудило нас использовать нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками. И мы предположили: если организовать физическое развитие детей с использованием нестандартного оборудования, то это приведет к оптимизации уровня двигательной активности детей и может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Публикация «Дипломный проект „Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Объектом проектирования явилось изготовление и использование нестандартного оборудования в двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
Слайд 3 «Цель и задачи проектирования»
Исходя из актуальности проблемы, мы составили методическую разработку по изготовлению и использованию нестандартного оборудования в помощь инструкторам по физической культуре, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей, для семейного воспитания. В процессе реализации поставленной цели, прежде всего, нами был проведён теоретический анализ изученной методической и специальной литературы по использованию нестандартного оборудования в дошкольном учреждении. Дана подробная характеристика представленного нестандартного оборудования, с приложением наглядных иллюстраций.
Определив содержание физкультурно-оздоровительной деятельности с применением нестандартного оборудования в нашем дошкольном учреждении, мы интегрировали образовательные области использования данного оборудования.
В практической части работы мы сконструировали основные элементы методической разработки – пояснительную записку и само содержание (теоретическую и практическую часть) материала. И в итоге привели примеры апробации методической разработки в физкультурно-оздоровительной работе с детьми нашего дошкольного учреждения.
Слайд 4 «Понятие «нестандартное оборудование»»
«нестандартный»…Не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный. Это оборудование – сделанное своими руками из списанного инвентаря, подручных средств и материалов: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т. д. Эти бесполезные на первый взгляд, предметы, превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений, корригирующих гимнастик и подвижных игр. На первый взгляд, это всего лишь поделки, но для педагога незаменимые помощники в работе.
Спортивно-игровое нестандартное оборудования призвано :
• обогащать знания детей о мире предметов и их многофункциональности;
• приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;
• приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
• пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
• повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
• способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
• чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
• повысить моторную плотность физкультурных занятий;
• развивать чувство цвета и формы;
• развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
Работая над созданием какого либо пособия, необходимо помнить о том, что оно должно быть:
1. Безопасным в использовании.
2. Простым в изготовлении.
3. Эстетически привлекательным.
4. Компактность и лёгкость в транспортировке.
5. Максимальная эффективность.
6. Доступность в использовании.
7. Отвечать гигиеническим требованиям.
Слайд № 5 «Характеристика нестандартного оборудования»
Так как нестандартное оборудование должно быть универсальным и многофункциональным, его довольно сложно классифицировать. Например, пособие «Мягкие палочки»…
Слайд 6 «Содержание физкультурно-оздоровительной работы с использованием нестандартного оборудования в МБДОУ № 2»
Дошкольный возраст является сенситивным к развитию быстроты (5 лет, силы и гибкости (5 и 6 лет, выносливости у детей обоих полов (6 лет) и ловкости (у мальчиков, глазомера и координации движений (6,5 лет).
Поэтому главное место в двигательном режиме детей нашего дошкольного учреждения отведено физкультурно-оздоровительным занятиям с использованием нестандартного оборудования, в которых применяются такие традиционные виды двигательной деятельности:
• утренняя гимнастика;
• подвижные игры;
• физические упражнения во время прогулок;
• физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
Слайд № 7 «Утренняя гимнастика (ОРУ)»
Выполняя общеразвивающие упражнения с одним и тем же оборудованием, дети быстро теряют к нему интерес. Для того чтобы заинтересовать детей, вызвать желание выполнять те или иные движения и найти эмоциональный отклик у воспитанников, мы ввели по два комплекса ОРУ в месяц с нестандартным оборудованием. На первом занятии происходит знакомство с выбранным нестандартным пособием и разучивание комплекса упражнений, а на утренней гимнастике дети его уже совершенствуют, закрепляют. Утренняя гимнастика с использованием нестандартного оборудования – это хорошо знакомые детям ОРУ.
Слайд № 8 «Подвижные игры»
Использование нестандартного оборудования помогает в играх ненавязчиво, в развлекательной форме повысить эффективность выполнения естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание и т. д., позволяет сформировать коммуникативные навыки, создать хорошее настроение.
Слайд № 9
В дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, входят:
• оздоровительный бег на воздухе;
• ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
• гимнастика после дневного сна;
• двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах;
• индивидуальная работа с детьми по развитию движений;
• регулирование двигательной деятельности детей на вечерней прогулке;
• В работе с группой корригирующей гимнастики обширно и с успехом применяются комплексы гимнастик с нестандартным оборудованием для усиления кровообращения и кислородообогащения,
Слайд № 10
На второе место в двигательном режиме детей нами поставлены занятия по физической культуре (интегрированные, комплексные, сюжетные, тематические).
Третье место отведено самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей, с использованием изученных ранее игровых действий с нестандартным оборудованием. А также дни здоровья и спортивные праздники.
Слайд № 11 «Занятия по физической культуре»
В содержание физкультурных занятий включено использование нестандартного оборудования. Перспективным планированием предусмотрено изучение в месяц 2-3 новых вида нестандартного оборудования разной сложности, в зависимости от возраста и подготовленности детей, с последующим закреплением на других занятиях в группе, дома с родителями и совершенствованием на физкультурных праздниках и развлечениях.
Слайд № 12 «Спортивные праздники»
Благодаря яркому, многофункциональному и мобильному нестандартному оборудованию можно легко разнообразить детские спортивные праздники, соревнования. Оборудование используется как в помещении, так и на участке.
Слайд № 13
Различные пособия могут использоваться в прыжках, беге, метании в цель и на дальность, а также подвижных играх.
Слайд № 14 «Сотрудничество с родителями»
Следует заметить, что эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья детей зависит от чёткой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов - если она не решается совместно с семьёй. Нами проводилось анкетирование родителей, результаты которого показали:
1. Физическое воспитание в семье проводится в основном в выходные дни, двигательная активность ребёнка проявляется стихийно, во время прогулок.
2. Родители не имеют достаточно времени для занятий физическим развитием детей.
3. Представления о физическом воспитании дошкольников у родителей формируется чаще всего из личного опыта, а также средствами массовой информации.
Учитывая полученные результаты исследования, мы решили сделать родителей своими союзниками, организовав сотрудничество через:
- родительские собрания на актуальные темы.
- печатные и электронные консультации
- совместные праздники, досуги, развлечения;
- размещение информации в родительском уголке «Мы – чемпионы!»;
- на сайте дошкольного учреждения.
Также мы периодически проводим мастер-классы по изготовлению нестандартного оборудования под названием «В стане здоровья живут нестандартно», где принимают участие все желающие – педагоги, родители и даже сами дети, нужно лишь вооружиться желанием, фантазией и каплей свободного времени. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогом. У детей, принимающих участие в творческой деятельности, воспитывается чувство бережного отношения к физкультурному оборудованию, возникает желание снова и снова применять его на занятиях и играх.
Слайд № 15 «Положительные результаты»
Нестандартное оборудование в детском саду несёт в себе очень глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна быть продумана каждая деталь. Ведь вся информация, полученная в дошкольном возрасте, воспринимается априори единственной и не подлежащей сомнению, поэтому очень важно использовать нестандартное оборудование грамотно и с пользой для здоровья ребёнка.
В результате апробации методической разработки мы увидели, что выполнение упражнений с нестандартным оборудованием повысило интерес детей к физкультуре, улучшило качество выполнения упражнений, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу, увеличило объём двигательной активности, подняло эмоциональный настрой детей.
Мы смогли добиться повышения интереса у родителей к физкультурно-оздоровительной работе нашего дошкольного учреждения, а также мотивировали воспитателей на участие в изготовлении нестандартного оборудования и его использования в своей деятельности.
Все это лишь начало работы по совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его новых видов и внедрения в работу с детьми. Перспективы дальнейшего развития мы видим в:
1. Продолжении работы по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования.
2. Пополнении физкультурного зала и физкультурных уголков в группах ДОУ нестандартным оборудованием,
3. Пополнять картотеку подвижных игр и упражнений с использованием нестандартного оборудования, с дальнейшей корректировкой и дополнением методических рекомендаций использования нестандартного оборудования.
4. Провести конкурс среди педагогов и родителей воспитанников на лучшее нестандартное оборудование для развития физических качеств. Конкурс поможет педагогам поверить в свои силы, открыть таланты и пополнить физкультурный уголок своей группы просто и не дорого, а для родителей это дополнительная возможность поучаствовать в физическом воспитании ребёнка.
Надеемся, что в будущем наши детские сады будут оборудованы всем необходимым, а пока для рациональной организации двигательного режима можно весьма успешно использовать нестандартное оборудование!
Доклад окончен. Благодарю за внимание.