Гульназира Фатихова
Использование моделирования в повышении двигательной активности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ
В ПОВЫШЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В общей системе российского образования физическое развитие ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит начальное формирование физических качеств, а также становление двигательной активности. Двигательная активность является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в дошкольной образовательной организации и дома.
Публикация «Использование моделирования в повышении двигательной активности старших дошкольников» размещена в разделах
Актуальность использования наглядного моделирования в повышении двигательной активности детей состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но ему характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к выполняемым действиям (использование наглядного моделирования при выполнении детьми физических упражнений вызывает интерес и помогает решить эту проблему);
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала (на основе одного из правил укрепления памяти, который гласит: “Когда учишь – записывай, зашифровывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”);
- в - третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания и реализовать их в активном действии.
Однако, эти особенности, к сожалению, не учитываются многими педагогами дошкольных образовательных организаций при организации образовательного процесса, направленного на обеспечение двигательной активности детей. Выявление данного противоречия позволило нам определить проблему исследования: Использование моделирования в повышении двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать включение в образовательный процесс приемов моделирования.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы двигательной активности детей дошкольного возраста.
2. Выявить степень двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и определить эффективность разработанного комплекса моделирующих заданий для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение методологических основ двигательной активности детей дошкольного возраста.
2. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
3. Математическая обработка полученных результатов.
С целью повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста нами был разработан комплекс схем-моделей для повышения двигательной активности детей старшей группы и был проведён формирующий этап педагогического эксперимента.
Обеспечение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОО осуществлялось нами в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, а именно:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- подвижная игра;
- индивидуальная работа по формированию движений;
- физкультминутка и динамическая пауза.
С целью оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста было организовано опытно – экспериментальное использование. Целью первого этапа явилось: выявление степени двигательной активности детей 5-7 лет для дальнейшего компетентного построения процесса физического развития детей, которая проводилась на основании следующих показателей:
а) объема двигательной активности, (т. е. количества движений - локомоций) с использованием метода шагометрии;
б) интенсивности двигательной активности, - т. е. количество движений в одну минуту. Она вычисляется путем деления объема двигательной активности (количество движений) на ее продолжительность (минуты).
В соответствии с данными М. А. Руновой, полученные итоги свидетельствуют о том, что объем и интенсивность двигательной активности детей старшего дошкольного возраста недостаточная, что свидетельствует о необходимости повышения двигательной активности детей старшей группы посредством использования приема моделирования. С целью повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста нами был разработан комплекс схем-моделей, примененный нами в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, а именно:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- подвижная игра;
- индивидуальная работа по формированию движений;
- физкультминутка и динамическая пауза.
Полученные данные двигательной активности детей старшей группы на контрольном этапе исследования свидетельствуют о том, что с использованием метода моделирования повысилась динамика и интенсивность двигательной активности детей.
Таким образом, гипотеза о том, что оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать включение в образовательный процесс приемов моделирования подтверждена, задачи исследования выполнены.