Любовь Никифорова
ДИП «Сонор» как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДИП Сонор как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.
ДИП " Сонор" в детском саду является формированием начальных основ творческой личности. Интеллектуально- динамическая игра преследование " Сонор "интересна тем,что открывает новые пути к игр использованию творческого подхода в воспитательном процессе, каждому дает возможность работать творчески. Интеллектуальные игры способствуют гимнастике ума, формируют культуры мышления и тренируют мозг, усиливают характер и воображения, дает большое эстетическое наслаждение и полезны для гармоничного развития личности. Особенно важно раннее приобщение детей к интеллектуальному спорту. Игра ЖИПТО хорошо известна среди любителей в своем базовом варианте " Сонор", доступном детям с 5-6 летнего возраста. Поэтому в течении многих лет автор, известный математик, профессор Г. В. Томский тестировал различные варианты ДИП, моделирующих реальные или вымышленные, например, сказочные или игровые сцены и сюжеты преследования. В 1987 г. были окончательно сформулированы правила игры" Сонор"- базовой версии ДИП, сочетающей простоту правил с большим стратегическим богатством.
Публикация «ДИП „Сонор“ как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Интеллектуальная игра ДИП" Сонор" с первого взгляда, "очень простая", но если заниматься, играть она поведет по загадочной стране сказок. Чтобы одержать победу в сражениях, придется проявить свою волю и мудрость, смелость и точный расчет. Это прекрасное занятие в часы досуга для истинных ценителей интеллектуальных игр. На одном и том же игровом поле можно играть в сотни и тысячи, отличающихся друг от друга вариантов ЖИПТО. Испытав основные версии любители игры приобретают способность модифицировать в свое удовольствие правила игры, чтобы найти для своего досуга версию, соответствующую их представлению о гармоничной игре. Президент французской комиссии по преподовании математики Андре Деледик в 1996 г. распространил среди журналистов коммюнике об игре" Сонор", в котором он заявил: "Эта игра, кажется, имеет все качества, чтобы стать настоящей "классической" игрой, как шахматы, шашки, жаке" и. т. д.
Игра- есть средство познания ребенком действительности, а ДИП" Сонор" - одна из форм обучающего воздействия взролого на ребенка. Игра имеет 2 цели: - образовательная, которым преследует взрослый; - игровая, ради которой действует ребенок.
Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм. К таким играм относится динамическая игра преследования" Сонор".
В настоящее время игра" Сонор" развивает у детей речевую активность, умение мыслить, самостоятельно ставить перед собой определенные цели. Также способствует физическому развитию формированию у детей положительного отношения к себе, веры в собственные силы и возможности. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в различных ситуациях, умения общения и взаимодействия, как со сверстниками,так и с людьми другого возраста. ДИП Сонор - познавательное развитие, фольклор, художественное развитие, физическое развитие (подвижную версию можно использовать и на занятиях и вне, используя ролевые игры, инсценировки, социально- коммуникативное развитие.
Очень важно в процессе обучения игры научить детей преодолевать трудности, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестным, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны. Обучаясь этой игре, дети развивают логическое мышление и важные личностные качества: самостоятельность, наблюдательность, усидчивость, развивают конструктивные умения, учатся планировать свои действия, обдумывать их, размышлять в поисках результата, проявляя при этом творчество.
На нас, воспитателей, возложена большая ответственность: заложить фундамент личности каждого ребенка, помочь им познать окружающий мир, научить их жить в обществе. А чтобы был прочный фундамент, считаю важным придерживаться высказывания великого древнекитайского мыслителя и философа Конфуция: " Скажи мне - и я забуду, покажи мне- и я запомню, дай мне сделать- и я пойму".
Как говорит сам Г. В. Томский,ребенок в 4 года хорошо понимает правила игры, способен начать изучать книгу "Элементарные геометрические преследования". В этом случае, ребенок может достичь в 12-13 лет высший уровень мактематики. Игра, как известно, сопровождает детей с первых дней сознательной жизни. Через игру, через свое отношение к игрушке они осмысливают окружающее. В школьном возрасте игра усложняется, ребенок все шире вступает через игру в малознакомый мир другого человека, стремится его понять.
При обучении детей установлено 4 варианта игры: настольная, графическая, подвижная и компьютерная. Настольный вариант является базовой частью игры.
Вовремя выявлять индивидуальные особенности и создавать условия для развития детей- это главная задача дополнительного образования. Для решения этой важной задачи, способствующей развитию логического мышления детей применима интеллектуальная игра ДИП" Сонор". В начале игры обязательно знакомим детей с содержанием сказки, учим слова. Также разучиваем различные народные пословица, поговорки, придумываем свои сюжеты игр. Сюда входят подготовка атрибутов, ознакомление с правилами игры, обучение игре, дать понимание цели и задачи преследователя и убегающих, обсуждение прохождения игры. Игра способствует формированию у детей способности " прослеживать" последовательность развития сюжета при различных приемах игры.
После освоения базового варианта переходим к напольной версии игры" Сонор". Весьма интересно и увлекательно проходит подвижный вариант игры" Сонор", для которой используются специальные атрибуты: картонные круги, маски различных сказочных героев. При подвижной игре дети обычно бывают более эмоциональными, у них появляется чувство сопереживания, спортивный азарт, взаимовыручки. Игра проходит интересно, увлекательно, способствует повышению положительных эмоций
у детей, развивает нравственные качества игроков. Правила такие же, как в настольном ваврианте, только вместо игровых фигур дети сами становятся героями игры. С помощью" Сонор" ребенок непринужденно в форме игры знакомится и овладевает основными математическими понятиями; такими как свойство предмета, числе, состав числа, пространство, время, отсчет числа, порядковый счет и т. д.
В настоящее время специальные наборы по игре Сонор в магазинах не продаются, поэтому родителям и педагогам приходится самим делать комплекты для игры. Детям дошкольного возраста лучше использовать сюжетные фигуры и более крупного размера. Дети учатся не только играть, но и правильно говорить, выражать эмоции, также развивается мелкая моторика рук, что немаловажно для развития умственных способностей.
Мы проводим самодельные выставки по игре" Сонор",шашки для детей, педагогов и родителей. По итогам выставки присуждаем различные номинации: Н-р," Лучший комплект по игре Сонор", " Самый активный родитель" и т. д. Ежегодно проводим соревнование среди педагогов,работников детского сада. Работа с родителями проводится через чат общение ватсап,мастер- класс по версиям дистанционного обучения, совместное изготовление атрибутов к играм,индивидуальные беседы,консультации в течении года. На родительском уголке есть специальное место для наших достижений.
После освоения всех этапов подготовки к соревнованиям дети участвуют различных турнирах, сначала внутри кружка, в КМО, затем в улусных и республиканским уровнях. Составляется протокол соревнования,в котором записываются все участники по итогам жеребьевки. Результат каждой партии заносится в таблицу после каждого тура. Мои воспитанники каждый год участвуют достаточно успешно, занимают 1,2 и3 места. Цель и задача турнира: популяризация интеллектуальной игры ЖИПТО ДИП" Сонор", интеллектуальное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста.
В прошлом году в связи с пандемией дети играли в онлайн формате через ZOOM. Для детей это стало новой формой игры. Игральное поле состоит из сот, в каждой соте имеются номера. Поле крепится на магнитной доске, вертикальном положении. Правила игры такие же,как в настольном варианте, только фишки вставляются по сотам. В турнире принимали улусные детские сады. Победители и призеры
награждены дипломами, все участники получили сертификаты подтверждающие участие на турнире. Проводила открытое занятие для детей, посещающих кружок на тему: " Путешествие в страну дорожных знаков". Дети встают на линию и отвечают на вопросы, по карточкам выполняют разные задания. Если правильно отвечают, делают ходы,получают кружочки, в конце занятия считают очки, очки засчитываются так же, как и в настольной игре.
Таким образом, используя разные инструменты, мы можем сделать игру ДИП" Сонор" средством всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Голиков " Сонор" в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы. - Якутск. Бичик,2000
2. Барахсанова условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4-11лет- Якутск, 1995.
3. Ого ойун кыра эрдэгиттэн сайыннарыы- Бичик, 1993г.
4. М. Смирнова Игры для детей младшего школьного возраста- М,1991
5. Голиков математического мышления средствами интеллектуальных игр преследования, Новосибирск, Наука,
6. Комплексная программа ДИП Сонор для детей от 5 до 7 лет по формированию логического мышления - Якутск, 2002