Получи документы

Динамика учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Вера Вострикова
Динамика учебной мотивации в младшем школьном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В статье рассматриваются характерные особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня сформированности учебных мотивов, а также их динамика в процессе обучения в начальной школе. Если брать во внимание требования нового федерального образовательного стандарта, то одним из личных результатов обучения является формирование мотивации к обучению. Это подтверждает актуальность выбранной темы: для реализации заявленных результатов необходимо изучить периоды и причины снижения учебной мотивации для более продуктивной работы учителя. Ключевые слова: мотивация, младший школьный возраст, динамика предпочтений, виды мотивов, анкетирование

Публикация «Динамика учебной мотивации в младшем школьном возрасте» размещена в разделах

Любая деятельность человека, включая учебную, характеризуется определёнными мотивами. Под мотивами, сопровождающими учебную деятельность ребёнка понимаются те факторы, которые способствуют проявлению образовательной активности: интересы, потребности, установки и т. д. Согласно А. Н. Леонтьеву, мотивационная сфера определяет основу личности.

Все мотивы учебной деятельности Л. И. Божович разделяла на два блока: мотивация первого блока возникает в процессе академической работы и непосредственно зависит от содержания и форм обучения, второй блок включает в себя мотивы, которые формируются за пределами учебного процесса. Такие мотивы могут быть как социальными (желание ученика получить признание в семье, среди сверстников, так и индивидуальными (желание понравиться однокласснице, получить подарок, поощрение и т. д).

Недостаточно просто знать, какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте, необходимо понимать, как возникают те или иные мотивы обучения. Для этого нужно учитывать возрастные особенности учащихся и новообразования, присущие каждому периоду. Обладая теоретическими знаниями, преподаватель должен постоянно контролировать формирование мотивационной сферы учащихся.

Исследуя сферу мотивов у младшего школьника, необходимо понимать, что в начале своего школьного путешествия ребенок прежде всего стремиться учиться хорошо, и при адекватной работе взрослых ведущая цель у ребенка на начальном этапе сохраняется. Оценка школьной активности на данном возрастном этапе играет принципиальную роль, так как в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учеба.

Именно под влиянием первых оценок формируется учебная мотивация ребенка. На первых порах оценка транслируется учеником как мерило его личности в целом, под воздействием чего формируется социальный статус ученика в классе. У способных учеников как правило самооценка переходит от объективной к завышенной, а что касается учащихся с пониженным коэффициентом производительности, то их уверенность в себе с каждым разом убывает. Доктором психологических наук А. И. Липкиной был проведен ряд исследований, в результате которых она сформулировала следующую тенденцию:

изначально ученики, получающие низкие оценки за работу, выражают протест и пытаются исправить положение. Но, как правило, свои способности они оценивают не объективно, пытаются выдать желаемое за реальное. Неудачные попытки повысить свой статус в глазах сверстников приводят к ослаблению учебной мотивации таких учеников, поэтому к концу средней школы неуверенных в себе, пассивных учащихся становится гораздо больше. В подобных ситуациях для уравновешивания мотивации психологи советуют сосредоточиться на другом виде деятельности.

В рамках исследования динамики учебной мотивации учащихся начальной школы мною было проведено исследование среди детей 6-11 лет, воспитывающихся в Центре содействия семейному воспитанию «Возрождение».

Для начала все участники исследования (41 человек) прошли диагностику Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений», а затем воспитатели ответили на вопросы анкеты.

1. В результате диагностики было установлено, что среди учащихся 3-го класса нет представителей с низкой самооценкой, а количество детей с умеренной самооценкой гораздо выше, чем в предыдущем 2 классе. Этот скачок объясняется тем, что ученики в силу большей продолжительности обучения уже привыкли к школьному образу жизни, и могут сами выбирать комфортный для них темп работы. В возрасте 8-9 лет (3 класс) дети способны более объективно оценивать свои возможности. Но несмотря на повышение общей самооценки, наблюдается снижение учебной мотивации. Сравнивая результаты успеваемости в пределах одного класса, можно заметить, что средний бал по основным предметам во 2 классе составляет «4,7», а в 3 классе –«4,4». Учебно-познавательные мотивы у младших школьников не занимают ведущих позиций: для учащихся 1-2 классов приоритетнее социальные мотивы и узколичностные. На протяжении первых двух лет обучения в школе у 54% испытуемых не происходит развития (нет положительной динамики) учебной мотивации. Скачок в сторону познавательных мотивов наблюдается только в середине 3 класса.

2. Опрос воспитателей показал, что у 65% всех учащихся положительное отношение к учебе, а остальные 35% еще не сформировали своё отношение к образовательному процессу. Таким детям необходимо уделять больше внимания, им необходима педагогическая поддержка. Скорее всего, такой низкий показатель в начальной школе связан с плохо выстроенной деятельностью образовательной организации и педагога. Итак, проанализировав результаты исследования, можно утверждать, что учебная деятельность младших школьников во многом определяется социальными мотивами, в том числе мотивами самоопределения и благополучия. Непосредственно учебные мотивы, мотивы познавательной деятельности формируются под влиянием профессионального содержания деятельности педагога.

Динамика отдельных социальных мотивов учащихся начальной школы различна. Необходимо отметить, что избегание неудач и яркая выраженность мотивов долга, характерные для 1-2 классов, идет на спад в 3 классе и увеличивается в 4-ом. Мотивация к самоопределению и благополучию постоянно высока на протяжении всего обучения в начальной школе.

Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Можно сделать вывод: если объединить различные формы организации образовательной деятельности и разного рода задачи, основанные на потребностях и опыте учащихся, то это приведет к положительным результатам в обучении и развитии учебной мотивации. Необходимо внедрять способы поощрения учебной мотивации в преподавании всех дисциплин. Часто дети не понимают суть предмета, не понимают, почему они, например, должны изучать

правила языка, поэтому русский язык часто не любят. Однако, когда учитель включает в занятия различные творческие и развлекательные задачи, у детей появляется заинтересованность в обучении, они с удовольствием приходят на занятия, а процесс обучения протекает более продуктивно.

Литература.

1. Архиреева Т. В. // Психология обучения. 2010. № 2. С. 92—103.

2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Избранные

психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И.

Фельдштейна. М. ; Воронеж: Интпрактической психологии, 1995. С. 20—55.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин - СПб. :Питер, 2006. – 507 с

4. Рыспаева Ч. К., Факторы формирования мотивации учебной деятельности у младших

школьников : Научная статья / Ч. К. РыспаеваInternational Academy Journal Web of

Scholar, 2017

5. 4. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и

профессионального консультирования. – СПб., Речь, 2006. – 276

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Использование мнемотехники для разучивания стихов и потешек в младшем возрасте (2–4 года)Использование мнемотехники для разучивания стихов и потешек в младшем возрасте (2–4 года) У детей дошкольного возраста преобладает наглядно - образная память. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, способствует развитию.

Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте» Конспект родительского собрания по теме: ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте ”. Цель: педагогическое просвещение.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!»Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы  Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Динамика учебной мотивации в младшем школьном возрасте
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 16:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Динамика учебной мотивации в младшем школьном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Вера Вострикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД