Вера Вострикова
Динамика учебной мотивации в младшем школьном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассматриваются характерные особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня сформированности учебных мотивов, а также их динамика в процессе обучения в начальной школе. Если брать во внимание требования нового федерального образовательного стандарта, то одним из личных результатов обучения является формирование мотивации к обучению. Это подтверждает актуальность выбранной темы: для реализации заявленных результатов необходимо изучить периоды и причины снижения учебной мотивации для более продуктивной работы учителя. Ключевые слова: мотивация, младший школьный возраст, динамика предпочтений, виды мотивов, анкетирование
Публикация «Динамика учебной мотивации в младшем школьном возрасте» размещена в разделах
Любая деятельность человека, включая учебную, характеризуется определёнными мотивами. Под мотивами, сопровождающими учебную деятельность ребёнка понимаются те факторы, которые способствуют проявлению образовательной активности: интересы, потребности, установки и т. д. Согласно А. Н. Леонтьеву, мотивационная сфера определяет основу личности.
Все мотивы учебной деятельности Л. И. Божович разделяла на два блока: мотивация первого блока возникает в процессе академической работы и непосредственно зависит от содержания и форм обучения, второй блок включает в себя мотивы, которые формируются за пределами учебного процесса. Такие мотивы могут быть как социальными (желание ученика получить признание в семье, среди сверстников, так и индивидуальными (желание понравиться однокласснице, получить подарок, поощрение и т. д).
Недостаточно просто знать, какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте, необходимо понимать, как возникают те или иные мотивы обучения. Для этого нужно учитывать возрастные особенности учащихся и новообразования, присущие каждому периоду. Обладая теоретическими знаниями, преподаватель должен постоянно контролировать формирование мотивационной сферы учащихся.
Исследуя сферу мотивов у младшего школьника, необходимо понимать, что в начале своего школьного путешествия ребенок прежде всего стремиться учиться хорошо, и при адекватной работе взрослых ведущая цель у ребенка на начальном этапе сохраняется. Оценка школьной активности на данном возрастном этапе играет принципиальную роль, так как в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учеба.
Именно под влиянием первых оценок формируется учебная мотивация ребенка. На первых порах оценка транслируется учеником как мерило его личности в целом, под воздействием чего формируется социальный статус ученика в классе. У способных учеников как правило самооценка переходит от объективной к завышенной, а что касается учащихся с пониженным коэффициентом производительности, то их уверенность в себе с каждым разом убывает. Доктором психологических наук А. И. Липкиной был проведен ряд исследований, в результате которых она сформулировала следующую тенденцию:
изначально ученики, получающие низкие оценки за работу, выражают протест и пытаются исправить положение. Но, как правило, свои способности они оценивают не объективно, пытаются выдать желаемое за реальное. Неудачные попытки повысить свой статус в глазах сверстников приводят к ослаблению учебной мотивации таких учеников, поэтому к концу средней школы неуверенных в себе, пассивных учащихся становится гораздо больше. В подобных ситуациях для уравновешивания мотивации психологи советуют сосредоточиться на другом виде деятельности.
В рамках исследования динамики учебной мотивации учащихся начальной школы мною было проведено исследование среди детей 6-11 лет, воспитывающихся в Центре содействия семейному воспитанию «Возрождение».
Для начала все участники исследования (41 человек) прошли диагностику Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений», а затем воспитатели ответили на вопросы анкеты.
1. В результате диагностики было установлено, что среди учащихся 3-го класса нет представителей с низкой самооценкой, а количество детей с умеренной самооценкой гораздо выше, чем в предыдущем 2 классе. Этот скачок объясняется тем, что ученики в силу большей продолжительности обучения уже привыкли к школьному образу жизни, и могут сами выбирать комфортный для них темп работы. В возрасте 8-9 лет (3 класс) дети способны более объективно оценивать свои возможности. Но несмотря на повышение общей самооценки, наблюдается снижение учебной мотивации. Сравнивая результаты успеваемости в пределах одного класса, можно заметить, что средний бал по основным предметам во 2 классе составляет «4,7», а в 3 классе –«4,4». Учебно-познавательные мотивы у младших школьников не занимают ведущих позиций: для учащихся 1-2 классов приоритетнее социальные мотивы и узколичностные. На протяжении первых двух лет обучения в школе у 54% испытуемых не происходит развития (нет положительной динамики) учебной мотивации. Скачок в сторону познавательных мотивов наблюдается только в середине 3 класса.
2. Опрос воспитателей показал, что у 65% всех учащихся положительное отношение к учебе, а остальные 35% еще не сформировали своё отношение к образовательному процессу. Таким детям необходимо уделять больше внимания, им необходима педагогическая поддержка. Скорее всего, такой низкий показатель в начальной школе связан с плохо выстроенной деятельностью образовательной организации и педагога. Итак, проанализировав результаты исследования, можно утверждать, что учебная деятельность младших школьников во многом определяется социальными мотивами, в том числе мотивами самоопределения и благополучия. Непосредственно учебные мотивы, мотивы познавательной деятельности формируются под влиянием профессионального содержания деятельности педагога.
Динамика отдельных социальных мотивов учащихся начальной школы различна. Необходимо отметить, что избегание неудач и яркая выраженность мотивов долга, характерные для 1-2 классов, идет на спад в 3 классе и увеличивается в 4-ом. Мотивация к самоопределению и благополучию постоянно высока на протяжении всего обучения в начальной школе.
Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Можно сделать вывод: если объединить различные формы организации образовательной деятельности и разного рода задачи, основанные на потребностях и опыте учащихся, то это приведет к положительным результатам в обучении и развитии учебной мотивации. Необходимо внедрять способы поощрения учебной мотивации в преподавании всех дисциплин. Часто дети не понимают суть предмета, не понимают, почему они, например, должны изучать
правила языка, поэтому русский язык часто не любят. Однако, когда учитель включает в занятия различные творческие и развлекательные задачи, у детей появляется заинтересованность в обучении, они с удовольствием приходят на занятия, а процесс обучения протекает более продуктивно.
Литература.
1. Архиреева Т. В. // Психология обучения. 2010. № 2. С. 92—103.
2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Избранные
психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И.
Фельдштейна. М. ; Воронеж: Интпрактической психологии, 1995. С. 20—55.
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин - СПб. :Питер, 2006. – 507 с
4. Рыспаева Ч. К., Факторы формирования мотивации учебной деятельности у младших
школьников : Научная статья / Ч. К. РыспаеваInternational Academy Journal Web of
Scholar, 2017
5. 4. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и
профессионального консультирования. – СПб., Речь, 2006. – 276