Гришатова Мария
Консультация «Динамика речевого продвижения»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение для родителей
«Динамика речевого продвижения»
Подготовила Гришатова М. В.
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 17
1. Система диагностики для определения структуры и степени выраженности нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста.
Диагностическая деятельность – это средство выявления особенностей и трудностей в развитии ребенка, под которые выстраивается вся система коррекционно-воспитательной работы. Определить структуру и степень выраженности речевого нарушения, выявить динамику и особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого ребенка помогает логопедический мониторинг. При обследовании, показатели соответствующие норме речевого развития и среднестатистические показатели речевого развития ребенка определенного возраста, являются ориентиром для логопеда, но необходимо учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. Поэтому не всегда процесс изучения развития детей нужно сводить только к констатации фактов его нарушения или отставания от возрастных нормативов.
Публикация «Консультация „Динамика речевого продвижения“» размещена в разделах
Необходимо помнить о том, что для достижения эмоционального комфорта необходимо положительно воспринимать даже незначительные положительные достижения ребёнка, психологически поддерживать его, вселять уверенность в собственные силы.
2. Диагностика проводится 3 раза в год: - входная диагностика (первичный мониторинг) помогает выявить актуальный уровень развития детей и правильно спланировать работу на предстоящий учебный год; - промежуточная диагностика (в середине учебного года, позволяет увидеть необходимость корректировки (дополнения, изменения, индивидуальных или групповых коррекционных программ, а также отследить динамику развития наиболее сложных речевых дефектов; - итоговая диагностика (в конце учебного года) помогает определить динамику речевого развития детей, то есть эффективность коррекционно-развивающего процесса в целом. Подвести итоги коррекционной работы за учебный год.
3. Логопедическое обследование проводится в несколько этапов: На первом, ориентировочном этапе, устанавливается контакт с родителями и ребенком, в ходе беседы выясняется общее развитие ребенка, составляется первичная картина речевого нарушения. С целью сбора анамнеза можно использовать не только беседу, но и предложить дома заполнить анкету, вспомнив те или иные моменты в развитии ребенка (вариант анкеты Г. В. Чиркиной). Кроме ответов родителей, обязательно изучается медицинская карта ребенка, проводится беседа с медицинской сестрой ДОУ. А так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, то на втором дифференцировочном этапе, необходимо обследовать зрительно-моторные координации, пространственно-временные представления, изучить когнитивные процессы ребенка. Все это нужно для того, чтобы отграничить первичную речевую патологию детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, интеллекта. ( Информативны методики обследования мышления: доски Сегена (модифицированные варианты, сбор пирамидки, матрёшки, «Четвёртый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т. д.) При обследовании речедвигательной сферы необходимо обратить внимание на мимическую мускулатуру, состояние моторики артикуляционного аппарата, на развитие мелкой и общей моторики. Основной этап – это логопедическое обследование всех компонентов языковой системы. Как правило начинается с обследования звуковой стороны речи, с соблюдением принятой последовательности (изолированное произношение звука, звук в слогах, словах, предложениях). Необходимо провести обследование строения артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи. Фонематическое восприятие также обследуется общепринятыми методами: различение отдельных звуков в ряду звуков, в слогах и словах; запоминание звуковых и слоговых рядов; выделение и запоминание определенных слов в ряду других; узнавание, различение и сравнение простых фраз. Обследование понимания речи включает обследование понимания слов, предложений, грамматических форм.