Елена Шабалина
Консультация для педагогов «Развитие речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.
Задачи:
1. Формировать представление о значимости развития речевого дыхания у детей;
2. Знакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками;
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речевого дыхания“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
3. Показывать значение дыхательной гимнастики как одного из средств профилактики заболеваний и коррекции произношения свистящих, шипящих звуков, звука [р];
4. Давать педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания детей.
Оборудование: мыльные пузыри, снежинки, искусственный цветок, памятки-буклеты, листочки, фломастеры, ворота, шарик из ваты или от пинг-понга, бумажные красные, зеленые и синие полоски.
Упражнение «Сдуй муху с носа»
Слайд 1. Сядьте удобно, положите руки на колени, закройте глаза и представьте, что на ваш нос села муха. Ее нужно сдуть. Что вы почувствовали? Логопед подводит участников к тому, что дышать нужно правильно.
Что такое дыхание? Его суть заключается в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах.
Слайд 2. Дыхание предполагает два акта: вдох, во время которого грудь расширяется, воздух проникает в легкие, и выдох— грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость. Стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабо развитых дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием помогает управлять собой.
С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря, необходимо научить детей правильно дышать, что предполагает развитие физиологического дыхания. Наша задача— научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от болезней дыхательных путей.
Слайд 3,4. Несовершенства речевого дыхания у дошкольников
• Очень слабые вдох и выдох, что делает речь тихой, едва слышимой. Это часто наблюдается у физически слабых детей, робких, стеснительных.
• Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а затем договаривает фразу шепотом.
• Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова («Мы с мамой пой-(вдох) -идем гулять»).
• Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
• Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, поскольку дыхательная система— энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя их и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения слов и фраз. Меняются и громкость и речевая мелодика.
Иными словами, речевое дыхание— дыхание в процессе речи. Его можно и нужно развивать. Лучший способ для этого в дошкольном возрасте— игра.
Слайд 5. Параметры правильного ротового выдоха:
—выдоху предшествует сильный вдох через нос;
—выдох происходит плавно, без толчков;
—во время выдоха губы нужно складывать трубочкой, не следует сжимать их, надувать
щеки;
—во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через
нос;
—выдыхать следует, пока не закончится воздух;
—во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Логопед показывает правильный ротовой выдох.
При проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда они даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны продолжаться не более 3—5 мин (с перерывами на отдых).
Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох— с ее сужением. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Во время игр нужно ориентироваться на самочувствие ребенка и эмоциональное состояние детей.
Цели упражнений— увеличение объема дыхания и нормализация их ритма. Ребенка учат дышать, когда рот закрыт. Тренируем носовой выдох, говоря: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Я предлагаю вам самим проделать это, на первый взгляд, простое упражнение.
Слайд 6. Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приемами дыхательной гимнастики. Начнем с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения выполняются под стихотворное сопровождение.
Слайд 7. Упражнение «Часики»
И. п. : стоя, ноги слегка расставлены. 1— взмах руками вперед и вдох, 2— взмах руками назад и выдох.
Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
Слайд 8. Упражнение «Петушок»
И. п. : то же. Развести руки в стороны— вдох, хлопнуть по бедрам. На выдохе произнести: «Ку-ка-ре-ку». Повторить 5—6 раз.
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Слайд 9. Упражнение «Ныряльщик»
И. п. : стоя, ноги слегка расставлены. 1— взмах руками в стороны и вдох, 2— обхватываем себя руками и приседая («опускаясь под воду») выдох.
Под водою водолаз
Побывал уже сто раз.
Слайд 10. Упражнение «Паровозик»
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: Выполнять 20—30 с.
Едет, едет паровоз
«Чух- чух- чух».
Слайд 11. Упражнение «Ветерок»
Дует свежий ветерок,
Дует прямо на восток.
И. п. : стоя, ноги слегка расставлены. 1- вдох, на выдохе изобразить завывание ветра: у-у-у.
Слайд 12,13. Упражнения на развитие речевого дыхания
Цель: формировать умение слитно на одном выдохе произносить фразы из 2—3, 4, 5— 6 слов: Ветер качает листья. Ветер качает золотые листья. Ветер тихо качает золотые листья. Легкий ветер тихо качает золотые листья.
Слайд 14. «Снег идет»
Участники стоят в кругу. Вдох— руки поднять вверх. На выдохе, опуская руки, произносить: «Ш-ш-ш-ш!» Повторить 3—4 раза.
Слайд 15. «Вьюга»
Логопед. Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: «У-у-у». Свистит ветер: «С-с-с-с». Ветер гнет деревья: «Ш-ш-ш-ш». (Участники громко произносят «у-у-у-у», «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш».) Но вот вьюга стала затихать. (Участники тихо произносят «у-у-у-у», «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш».) И затихла.
Слайд 16. «Поем песенку»
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук [а] (сочетания звуков [ау], [ауи] и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
Слайд 17. «Цветок»
Участники стоят в кругу. У логопеда искусственный цветок, который он передает по кругу. Каждый участник нюхает цветок и на выдохе произносит фразу: «Ах, как пахнет цветок» или «Очень приятный запах» и т. д.
Слайд 18. «Произнеси скороговорки»
Нужно глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки», «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».
Логопед. Игры и упражнения на дыхание можно включить в физкультурно-оздоровительную гимнастику, использовать во время занятий. Проводить их лучше в игровой форме, чтобы вызвать у детей интерес.
Слайд 19. Упражнения на развитие ротового выдоха
Логопед. Лучше всего начинать с забавных игровых упражнений на развитие ротового выдоха.
Цель: формирование длительной, целенаправленной, непрерывной воздушной струи.
Слайд 20. «Снежинки»
Предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки или бумажные снежинки, тем самым превратить обычную группу в заснеженный лес. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. При выполнении этого упражнения щеки не надувать.
Слайд 21. «Сдуем бабочку с собачки»
У логопеда в руках картинка с собачкой, на носу у неё— бабочка. Нужно её сдуть.
Слайд 22. «Загони мяч в ворота»
Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота.
Слайд 23. Сегодня мы познакомились с некоторыми игровыми приемами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать, что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи.
Дыхательную гимнастику можно использовать в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
В заключение я хочу вас проинформировать: прежде чем проводить дыхательную гимнастику, следует ознакомиться с медицинскими картами детей. Дыхательная гимнастика не рекомендуется дошкольникам, имеющим травмы головного мозга, позвоночника, при кровотечениях, высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и некоторых других заболеваниях.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что консультация была информативна, полезна и интересна.
VI. Логопед предлагает участникам оценить полученную информацию:
—красная полоска— «считаю полученную информацию полезной»;
—синяя полоска— «считаю информацию недостаточно полезной»;
—зеленая полоска— «мне было не интересно».
В завершение педагогам предлагаются памятки-буклеты «Развитие речевого дыхания».
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Белякова А. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2004.
2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. М., 1996.
3. Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. СПб., 1993.
4. Горчакова А. М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. 2005. № 2.
5. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2011.
6. Дектярева С. А. Дыши и говори правильно! // Логопед. 2017. № 9
7. Зубко И. Л. О правильном дыхании // Логопед. 2007. № 4