Папки-передвижки

Дифференцированные методические рекомендации по преодолению нарушений конструктивных умений у старших дошкольников

Анастасия Алексеевна Горя
Дифференцированные методические рекомендации по преодолению нарушений конструктивных умений у старших дошкольников

При подборе методических рекомендаций я опиралась на задания, предложенные разными авторами (Е. А. Стребелевой, Г. А. Урунтаевой, О. М. Дьяченко).

По итогам проведения эксперимента мной было выделено три группы детей, оказавшихся на среднем, ниже среднего и низком уровнях.

В первую группу были включены дети, оказавшиеся на низком уровне. Дошкольники данной группы были не готовы к сотрудничеству со взрослым, действовали неадекватно даже в условиях подражания. Они испытывали такие трудности, как понимание и принятие задания, у них отсутствовал интерес к конечному результату.

Публикация «Дифференцированные методические рекомендации по преодолению нарушений конструктивных умений у старших дошкольников» размещена в разделах

Во вторую группу были включены дети, которые показали уровень ниже среднего. Эти обучающиеся характеризовались отсутствием целенаправленных действий, могли выполнять задание только по показу. Респонденты этой группы с трудом вступали в контакт со взрослыми, действовали без учета свойств предметов. И хотя сначала их действия указывали на стремление достигнуть результата, в дальнейшем наступало безразличие и следовал отказ от выполнения задания.

В третью группу были включены дети, оказавшиеся на среднем уровне сформированности конструктивных умений. Эту группу составили дети, которые заинтересованно сотрудничали со взрослыми, сразу принимали задания, понимали условия и стремились к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не смогли найти адекватный способ выполнения и часто обращались за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания они смогли самостоятельно справиться с ним, проявляя большую заинтересованность в результате своей деятельности. Трудности у этих детей проявлялись в неоднократных практических пробах (2 – 3 пробы, в ином случае они бы показали более высокий результат.

При составлении методических рекомендаций опиралась на педагогические и общепедагогические принципы:

Общепедагогические принципы:

- принцип целенаправленности педагогического процесса;

- принцип целостности и системности педагогического процесса;

- принцип гуманистической направленности педагогического процесса;

- принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Специальные принципы:

принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- принцип единства диагностики и коррекции;

- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

- деятельностный принцип коррекции;

- принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно- педагогической деятельности;

- принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

На основании полученных результатов составлены дифференцированные методические рекомендации по коррекции конструктивных умений у дошкольников рассматриваемой категории.

Коррекционно-развивающую работу по формированию конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью предполагается проводить в два этапа:

I этап – пропедевтический (подготовительный) этап;

II этап – основной этап.

Рассмотрим содержание пропедевтического этапа работы.

В подготовительный период у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью необходимо формировать умения действовать самостоятельно.

В пропедевтических этап обучения важен адекватный подбор тематики занятий, так как у рассматриваемой группы дошкольников скудный запас знаний и представлений об окружающем мире. Рекомендуется использовать предметы хорошо известные детям, имеющие для них важное практическое значение. За основу должны быть взяты объекты и конструкции, которые могут быть обыграны с использование образных игрушек (машинки, куклы, зайчика и др.). Данный подход в работе позволит детям получить представления о функциональном назначении будущей постройки.

На начальном этапе обучения конструированию важно решать следующие задачи:

1. Формировать эмоциональное сотрудничество со взрослым, с целью привития интереса к данному виду продуктивной деятельности;

2. Вызвать у детей интерес и эмоциональную реакцию на конструктивную деятельность взрослого;

3. Учить адекватно реагировать на конструированный объект;

4. Формировать интерес к продукту и процессу конструктивной деятельности;

5. Учить создавать постройки подражая действиям взрослого и по простейшему образцу;

6. Учить детей выражать радость и удовольствие от полученного результата.

Важными достижениям пропедевтического этапа обучения будут являться: стремление словесного обозначения постройки, даже в том случае, когда она еще не готова и не имеет внешнего сходства с реальным предметом; желание ребенка старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью показать результаты своего труда взрослому; ожидание похвалы от взрослого.

Методические рекомендации пропедевтического (подготовительного) этапа разработаны нами для детей, которые оказались на низком и ниже среднего уровнях сформированности конструктивных умений.

Игровые упражнения по устранению нарушений конструктивных умений на подготовительном этапе (для 1 и 2 группы детей)

1.1. Формирование эмоционального контакта с взрослым.

Начальным этапом работы является побуждение ребенка с умеренной умственной отсталостью к общению со взрослыми, которое направлено на формирование положительного эмоционального отношения ко взрослым, стремления к контакту с ним.

Конкретные ситуации общения, соответствующие игры организуются взрослым, исходя из потребностей ребенка, его интересов и уровня развития.

Задание «Посмотри, что это?»

Цель: формирование эмоционального контакта с взрослым.

Оборудование: яркие игрушки.

Ход задания: Взрослый привлекает внимание ребенка к яркой игрушке. Он берет игрушку, дает ребенку потрогать ее, вместе ее рассматривают, взрослый сопровождает весь процесс ласковой, спокойной речью.

Задание «Возьми и дай мне игрушку»

Цель: формирование эмоционального контакта с взрослым.

Оборудование: яркие игрушки.

Ход задания: Ребенок находится в комнате, где на полке стоят яркие игрушки, которые он не может достать самостоятельно. Когда ребенок обратит внимание на игрушку и попытается ее достать, после этого взрослый дает ему игрушку. В дальнейшем необходимо добиваться, чтобы при желании взять игрушку ребенок обращался за помощью к взрослому (хотя бы при помощи жестов).

1.2. Формирование сенсорной сферы

Задание «Кубики»

Цель: формирование умения распределять предметы по цветам.

Оборудование: 5 красных и 5 синих кубиков, две корзинки.

Ход задания: Перед ребенком раскладываются кубики в хаотичном порядке. Взрослый предлагает ребенку сложить красные кубики в одну корзинку, а синие – в другу.

Задание «Найди предмет»

Цель: формирование восприятия предметов из общего фона

Оборудование: чашка, пирамидка, коробка, машина.

Ход задания: Задание может выполняться группой детей. На полках раскладываются предметы так, чтоб они были доступны и видны для детей. Взрослый просит каждого ребенка найти и взять предмет. Каждому ребенку взрослый называет разные предметы.

1.3. Коррекция и развитие зрительного восприятия

Задание: «Пройди по дорожке»

Цель: формирование умения фиксировать и удерживать взгляд

Оборудование: карточка с изображением животных и их детенышей, дорожки, сделанные из мягких салфеток.

Ход задания: Взрослый просит рассмотреть животных и показать кошку, собаку, котенку, щенка. После чего взрослый говорит о том, что мама-кошка потеряла своего котенка, предлагает ребенку помочь найти его. Ребенок должен сначала пальцем провести по дорожке, а затем – палочкой. Аналогично ребенок «ходит по дорожке» от собаки к щенку.

Задание «Собери картинку»

Цель: формирование умения составлять целое из частей, выделять части из целого.

Оборудование: красный квадрат, разрезанный на 2 части; синий треугольник, разрезанный на 3 части; зеленый круг, разрезанный на 4 части; целые фигуры (красный квадрат, зеленый круг, синий треугольник).

Ход задания: взрослый показывает ребенку целые фигуры (квадрат, круг, треугольник, а затем предлагает собрать разрезанные геометрические фигуры.

Задание «Переглядки»

Цель: формирование умения фиксировать взгляд на лице человека

Оборудование: распечатанные смайлики-эмоджи «Лица» (улыбка, грусть, плачь, злость)

Проведение задания: взрослый показывает ребенку эмоцию, после чего ребенок из распечатанных смайликов-эмоджи должен выбрать ту эмоцию, которую показал взрослый. Затем ребенок должен воспроизвести данную эмоцию.

Задание «Задержи взгляд»

Цель: формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

Оборудование: фонарик или пламя свечи

Ход задания: Сначала ребенок удерживает взгляд на предмете в течение 3 секунд, далее постепенно время удержания взгляда увеличивается. Рекомендуется предъявлять предмет ребенку на расстоянии до 1 метра. Необходимо учитывать размер предъявляемого предмета: чем меньше предмет, тем ближе к ребенку он расположен. При проведении упражнений в темной комнате нужно чередовать появление и исчезновение света. При работе с фонариком в затемненной комнате рекомендуем направлять луч света на стену и обращать внимание ребенка на световое пятно. Нельзя использовать световую стимуляцию при работе с детьми с эпиприступами.

1.4. Формирование умения манипулировать предметами

Задание: «Сложи и переложи предмет»

Цель: формировать умения складывания и перекладывания предметов

Оборудование: конструктор из кубиков, коробки различной величины.

Ход задания: Изначально взрослый предлагает ребенку сложить все бруски в одну открытую коробку. После чего ребенок перекладывает предметы в коробку, которая частично закрыта. Отверстие, в которое ребенок опускает предмет, постепенно уменьшается до размеров самого предмета.

Задание «Подбери форму»

Цель: формировать умения вставлять предметы в отверстия

Оборудование: 5 одноразовых стаканов, доски с вырезными фигурами.

Ход задания: ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг в друга; вырезанные фигуры в доску. Действие вставления предметов в отверстие ребенок начинает осваивать после того, как научился складывать и перекладывать предметы. Ребенок учится вставлять предметы друг в друга. На первоначальном этапе обучения предмет, в который ребенок вставляет другой такой же предмет, зафиксирован на плоскости (например, скотчем к поверхности стола; приклеен к коробке и др.). Затем предмет, в который ребенок вставляет другой предмет, он удерживает рукой.

Рассмотрим содержание основного этапа.

Деятельность на данном этапе направлена на коррекцию выявленных в ходе эксперимента проблем и предусматривает выполнение заданий разной включает задания разной сложности в соответствии с уровнем сформированности конструктивных умений дошкольников с умеренной умственной отсталостью.

Были разработаны дифференцированные рекомендации для основного этапа. Рассмотрим содержание коррекционно-педагогической работы для детей, оказавшихся на низком уровне сформированности конструктивных умений[/b].

Задание «Пирамидка»

Цель: формирование умения собрать объект из готовых частей (умение синтезировать).

Оборудование: деревянная пирамидка из 4-5 колец одинакового размера.

Ход задания: взрослый показывает ребенку уже собранную пирамидку. Ребенка учат нанизывать колечки на стержень и снимать их. При возникновении сложностей с нанизыванием и снятием колец со стержня, ребенку оказывается обучающая помощь. Когда ребенок научится без труда собирать пирамидку из 5-и колец, взрослый увеличивать количество колец до 10-и одного размера.

Задание «Забор у дома»

Цель: формирование умения ставить бруски на узкую длинную сторону, плотно приставляя их к друг другу.

Оборудование: дом, построенный из конструктора, 4 деревянный бруска.

Ход задания: взрослый предлагает ребенку построить забор возле дома. При возникновении сложностей, взрослый конструирует забор вместе с ребенком способом «рука в руке».

Рассмотрим содержание коррекционно-педагогической работы для детей, оказавшихся на уровне ниже среднего сформированности конструктивных умений.

Задание «Пирамидка»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения.

Оборудование: две пирамидки одного цвета с маленькими колечками, две пирамидки одного цвета с большими колечками.

Ход задания: взрослый предлагает ребенку снять все колечки с пирамидки с большими и маленькими колечками. Оставшиеся две пирамидки являются образцом для ребенка. Ребенок должен собрать две пирамидки (с большими и маленькими кольцами, опираясь на образец. При возникновении сложностей, используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на кольцо: «Видишь, это разные колечки, а нам нужно найти такое же, большое колечко и такое же маленькое», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь – все большие, а здесь – маленькие колечки».

Задание: «Матрешка»

Цель: формирование зрительной ориентировки на величину предметов, практических способов ориентировки, обучение пользоваться методом проб.

Оборудование: двухсоставная матрешка.

Ход задания: взрослый показывает ребенку матрешку и просит посмотреть, что внутри нее. При затруднениях взрослый помогает ребенку открыть матрешку. Он показывает ребенку, что внутри большой матрешки находится матрешка меньше. Взрослый просит спрятать самостоятельно маленькую матрешку в большую. Если ребенок не выполняет это действие, то взрослый сам медленно, обращая на это внимание ребенка, складывает матрешку. Затем ребенку снова предлагается выполнить самостоятельно от ребенка. В конце игры взрослый обобщает способ действия: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку».

Задание «Конструирование из палочек»

Цель: формирование целостного восприятия, умения анализировать образец, действовать по подражанию.

Оборудование: счетные палочки, схемы-чертежи «Дом», «Забор», «Дорожка».

Ход задания: ребенку предлагаются схемы–чертежи и дается задание разложить счетные палочки по контору, выполняя действие вместе со взрослым. Если ребенок не выполняет задание, то взрослый просит ребенка внимательно посмотреть за его действиями и сам медленно делает одну схему-чертеж, а затем снова просит выполнить эту же схему ребенка.

Рассмотрим содержание коррекционно-педагогической работы для детей, оказавшихся на среднем уровне сформированности конструктивных умений.

Задание «Конструирование из палочек»

Цель: формирование умения анализировать объект, действовать по образцу.

Оборудование: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.

Ход задания: взрослый предлагает детям палочки разной длины и просит отобрать самые длинные, покороче и короткие. Затем взрослый показывает ребенку уже готовую геометрическую фигуру, выложенную из палочек, и просит назвать ребенка эту фигуру. После чего взрослый дает задание ребенку выложить такую же геометрическую фигуру.

Задание «Строй по схемам»

Цель: формирование у детей умения выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.

Оборудование: схемы построек, строительный набор.

Ход задания: взрослый вспоминает с ребенком название строительных деталей, которые они знают. После чего он показывает ребенку карточку со схемой и спрашивает, что на ней изображено. Взрослый просит ребенка соорудить из строительных деталей такие же постройки, опираясь на образец. (Очень важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину).

Задание «Дом для куклы»

Цель: формирование умения стоить из пластмассового конструктора по образцу.

Оборудование: образец дома для куклы, пластмассовый конструктор.

Ход задания: взрослый показывает ребенку готовый дом и проговаривает с ним, что есть у этой конструкции (окна, крыша, дверь). Затем взрослый говорит, что у куклы нет дома и просит ребенка помощь построить ей домик, опираясь на образец. При возникновении трудностей, взрослый снова спрашивает, что есть у образца дома и акцентирует внимание именно на том, какие сложности возникли у ребенка при выполнении поставленной задачи.

Дифференцированные методические рекомендации были разработаны для выявленных групп детей, которые оказались на среднем, ниже среднего и низком уровнях сформированности конструктивных умений. Несмотря на выделенные группы детей, у обеих групп диагностированы серьезные нарушения сформированности конструктивных умений. В связи с этим методические рекомендации простроены по одинаковым направлениям, но задания, представленные для детей разных групп, отличаются по уровню сложности, темпу выполнения. Разработанные игры и упражнения соответствуют реальным возможностям детей выделенных групп. Они предполагают, поэтапное расширение конструктивных умений каждого ребенка и позволяют максимально, насколько возможно, реализовать потенциал детей, подготовить их к переходу на новый уровень.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольниковДидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольников Актуальность У детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи неравномерное распределение.

Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста «Узнай на ощупь» Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь. Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Методические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжахМетодические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжах Методические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжах. Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных.

Методические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиковМетодические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиков Фанфик, и с чем его едятСегодня я попробую рассказать вам ещё об одном приёме приобщения детей к литературе. Способе, который, сделает их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференцированные методические рекомендации по преодолению нарушений конструктивных умений у старших дошкольников
Опубликовано: 19 июня 2024 в 06:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференцированные методические рекомендации по преодолению нарушений конструктивных умений у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Алексеевна Горя в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД