Омарова Гурият Зугумовна
Дифференциальная диагностика ЗПР от сходных состояний и специфика организации коррекционно-развивающей работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциальная диагностика зпр и сходных состояний
Отграничение умственной отсталости от задержек психического развития (ЗПР). Основные дифференциальные признаки ЗПР ЦОГ и лёгкой умственной отсталости: по этиологии, патогенезу, особенностям ВНД, физическому статусу, познавательным процессам, речи, умственной и общей работоспособности, личностным особенностям, межличностному общению, динамике общего психического развития, прогнозам социализации. Дифференциальные признаки, проявляющиеся в становлении и состоянии основных школьных навыков (чтения, письма, счёта, решения арифметических задач). Сравнительная характеристика ЗПР и умственной отсталости по МКБ 10-го пересмотра. Психолого-педагогические технологии дифференциальной диагностики в отношении детей с ЗПР ЦОГ и лёгкой умственной отсталостью.
Отграничение ЗПР от других сходных состояний: ЗПР психогенного генеза от социально-педагогической запущенности и нарушений поведения, обусловленных патологией эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм, детский аутизм, психопатии, патологическое формирование личности, нарушение темпа полового созревания и др.); ЗПР соматогенного генеза от астенических состояний.
5. Концепция коррекционно-развивающего обучения: диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, учебно-воспитательное, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления работы
Исторические предпосылки и условия разработки концепции: история выявления легких степеней умственной отсталости. Работа Э. Крепеллина по описанию ЗПР как «наилегчайшей» степени умственной отсталости. Проблема неуспеваемости детей и опыт её преодоления в зарубежной педагогике («повторительные классы», школа Зиккингера в Германии и др.). История выделения ЗПР из детской популяции в России. Проблема неуспеваемости и ее обострение в 60-е годы ХХ века в нашей стране: причины, условия. Опыт работы лаборатории НИИ дефектологии СССР по оказанию помощи неуспевающим детям (М. С. Певзнер, Т. А. Власова, Э. Я. Пекелис и др.). Хронология появления специальных учреждений для детей с ЗПР в 90-е годы ХХ века. Необходимость разработки единой концепции «коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы» в 1993 г. Институтом коррекционной педагогики РФ. Основные положения концепции.
Направления реализации системы коррекционно-развивающего обучения (КРО) в условиях общеобразовательных учреждений.
5.1 Диагностико-консультативное направление работы: цель, организация и задачи. Классы коррекционно-развивающего обучения (КРО): порядок их открытия, особенности комплектования (показания и противопоказания к зачислению детей в классы КРО). Школьные психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) образовательных учреждений с классами КРО: задачи, основные направления деятельности. Состав и функционал специалистов ПМПк образовательного учреждения с классами КРО. Взаимосвязь в работе ПМПк с другими учреждениями консультативно-диагностической службы: психолого-медико-педагогичееской консультацией (ПМПК, психолого-медико-педагогическими и социальными Центрами и др.
5.2 Коррекционно-развивающее направление работы. Варианты комплектования классов КРО в общеобразовательной школе. Вариативность учебных планов и учебных программ. Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения. Коррекционные задачи. Набор базовых дисциплин, обеспечивающих коррекционную направленность обучения (инвариантная часть учебного плана). Характеристика предмета «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (ОзОМ). Коррекция нарушений звукопроизношения у детей. Технология логопедической работы с детьми с ЗПР. Специфика (отличие от традиционной) психолого-педагогической технологии подготовки детей с ЗПР к обучению грамоте. Психолого-педагогические технологии работы с детьми с ЗПР на уроках ритмики и трудового обучения. Индивидуальная и индивидуально-групповая коррекционная работа.
5.3. Учебно-воспитательное направление работы. Основные положения, на которых строится коррекционно-развивающий учебно-воспитательный процесс: комфортный психологический климат, меньшая наполняемость классов, принцип индивидуализации обучения, эффективное сочетание методов обучения; коррекционная направленность всех учебных предметов; комплексное воздействие на ребёнка; работа класса КРО в режиме группы продлённого дня для обеспечения полноценной подготовки домашнего задания.
Методические принципы построения содержания учебного материала.
5.4. Лечебно-профилактическое направление работы. Принцип проведения лечебно-оздоровительной работы в комплексе с диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей. Основные задачи лечебно-профилактической работы, особенности их реализации в современных образовательных учреждениях с классами КРО. Значимость компетенции учителя в определении признаков минимальных мозговых дисфункций (ММД, гиперактивности, соматических и психоневрологических расстройств и других проявлений неблагополучия в здоровье детей для осуществления лечебно-профилактического направления работы. Совместная работа всех специалистов образовательного учреждения с классами КРО в ходе динамического наблюдения за учащимися с ЗПР.
5.5. Социально-трудовое направление работы. Семейная психотерапия и формирование адекватных взаимоотношений в триаде «учитель-ребёнок с трудностями в поведении-родители» - важная задача коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Создание социальной службы, внедрение модели социальной профилактики и интеграции детей с ЗПР в общество. Трудовая и профессионально-трудовая подготовка: задачи. Психолого-педагогическая технология профориентационной работы. Роль психолого-медико-педагогических Центров, средств массовой информации в данном направлении работы. Связь школьных образовательных учреждений с классами КРО с учреждениями системы дополнительного образования, с училищами и техникумами, с конкретными производственными учреждениями. Реалии и перспективы данного направления