Ирина Вилкина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки [д], [т]
Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [д], [т];
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-уточнить знания обучающихся о согласных звуках Т и Д
-учить различать звуки Т и Д с опорой на разные анализаторы
- совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза
Коррекционно- развивающие:
- Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [д], [т]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- Развивать объём и концентрацию внимания
- Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр).
- Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.
- научить образованию сравнительной степени прилагательных;
- развивать сенсомоторные навыки
Воспитательные:
-Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям.
-Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.
Этапы занятия
1. Организационный этап
Дидактическая задача: обеспечение рабочей обстановки и психологической подготовки учащихся к занятию.
- Приветствие.
- Организация внимания.
2. Актуализация знаний, умении, навыков
Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Т и Д.
• Игра с мячом «Назови последний звук»
(телефо-н, са-моле-т, лимо-н,.).
Артикуляционная гимнастика
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Трубочка.
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
5. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
6. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
7. Лошадка.
8. Непослушный язычок.
Дыхательные упражнения.
- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. «Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
- Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки)
- А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).
3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению.
Введение в тему.
Дидактическая задача: организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.
Дифференциация звуков
Логопед дает сравнительную характеристику: звук [д] (так стучит дятел)—
согласный, звонкий; звук [т] (так стучит молоток)— согласный, глухой.
• «Колокольчик— барабан».
Дети показывают колокольчик, если услышат звук [д] и барабан, если
услышат [т] : д-т-т-д-т. ; да-ту-итдо-ты-та. Дети повторяют слогоряд: ти-та-ду; ди-да-то; ту-ту-да.
• «Звук убежал».
Дети должны добавить к слову звук [т] или звук [д] и назвать, что
получилось:. уча,. ача,. ыква,. опор,. ым.
4. Этап усвоения нового материала и новых способов действий
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.
Акустико-артикуляционные характеристика звуков Т и Д
-Посмотрите в зеркала, произнесите звук Т. а потом Д. Обратить внимание на положение губ, языка и на голосовые связки. Положение одинаковое или разное? Участвует ли голос при произнесении этих звуков?
• «Разложи картинки».
На доске картинки с изображением звуков Т и Д. Дети раскладывают
картинки со звуками [д], [т] :
помидор, ведро, одуванчик, дуб, домик («дятел»)
тыква, тарелка, астра, тополь, матрешка («молоток»)
• Дидактическая игра «Составь предложение».
Логопед предлагает детям составить
предложение по картинкам:
— На огороде растут помидоры и тыква.
Физкультминутка
«Дружба» (пальчиковая гимнастика)
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять—
Начинаем мы считать. Соединяют пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять—
Мы закончили считать. Хлопают в ладоши.
5. Закрепление в памяти учащихся знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действий.
«Мебель»
Дети рассматривают иллюстрации с изображением мебели, называют
предметы, говорят об их назначении (стол— за ним едят, стул— на нем сидят, кровать— на ней спят и т. д.).
Логопед объясняет, как образуется сравнительная степень
прилагательных.
Дети должны изменить слова по образцу (стул мягкий, а кресло еще. мягче.
Диван широкий, а кровать еще. шире. Тумбочка высокая, а шкаф еще. выше).
6. Обобщение полученных знаний. Рефлексия.
Дидактическая задача: выявить уровень усвоения учебного материала.
- Какие звуки были главными на занятии? Это гласные или согласные звуки? В чём их сходство? В чём различие?
Назовите слово со звуком Т. Назовите слово со звуком Д.
7. Итог
Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.
- Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.
На следующем уроке мы будем изучать другие звуки, и наши знания нам помогут двигаться дальше.