Татьяна Русанова
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
-Учить детей определять на слух наличие звуков «с», «ш» среди ряда согласных звуков, слов.
- Закрепить правильную артикуляцию звуков «с», «ш», тренировать детей в произношении слов, фраз, предложений со звуками «с», «ш».
- Упражнять детей в образовании формы множественного числа существительных.
- Расширять объем зрительной памяти до семи объектов при запоминании слов со звуком «с».
- Развивать плавность и силу выдоха.
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- Воспитывать умение слушать и слышать, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: ноутбук с презентациями, костюм царевны и богатыря, картинки со звуками «С», «Ш», «болото», «речка», белая ткань, мыльные пузыри, угощение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
- Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Молодцы.
2. Сообщение темы.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него была дочь – царевна Светлана, прекраснее которой не было на всем белом света. Узнал об этом злой волшебник, прилетел и унес прекрасную царевну. Опечалился царь, никто ему не мог помочь. Но вот однажды к нему пришел богатырь. Он вызвался найти пропавшую царевну. Звали его Алеша.
- Какой звук слышится в имени Светлана «С» или «Ш»? («С»). А в имени Алеша? («Ш»). Звуки «С», «Ш» будут помогать в поисках царевны.
3. Акустико-артикуляционная характеристика звуков «С», «Ш».
Уточняется правильная артикуляция звука «С», автоматизация звука «С» в изолированном виде (презентация «Сыпется песок»).
Уточняется правильная артикуляция звука «Ш», автоматизация звука «Ш» в изолированном виде (презентация «Шипит змея»).
4. Автоматизация звуков.
Вход богатыря:
- Здравствуйте, дети. Помогите мне спасти царевну Светлану.
- Дети, поможем богатырю.
- Да.
- Отправляемся в путь.
- «Помоги богатырю перейти болото».
- Богатырь подошел к болоту, нужно помочь ему перейти его. Отгадайте загадку:
Летела стрела
И попала в болото.
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто распростился
С зеленою кожей,
Стал мигом красивою
И пригожей?
- Правильно Царевна-лягушка, мы сможем пройти болото, если выполним ее задание.
Царевна-лягушка: здравствуйте, ребята, хлопайте в ладоши, как только услышите звук «Ш», а богатырь будет прыгать с кочки на кочку только тогда, когда вы будете хлопать, будьте внимательны. (Ш-С-З-Ш-С-).
- Молодцы, справились с этим заданием, перешли болото.
- «Построим мост».
- Перед богатырем речка. Если вы отгадаете загадку, то узнаете из какой сказки эта речка.
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К матушке и батюшке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Ответьте-ка детишки?
- Правильно, гуси-лебеди. Сейчас нам речка расскажет, что нужно сделать, чтобы перейти через неё?
Речка: отгадаете загадку:
Я на том берегу,
Я на этом берегу,
Через речку перебраться
Я тебе помогу.
Что это?
Речка: правильно, мост. Какой звук есть в слове мост «С» или «Ш»? Надо построить мост из дощечек, но нам подойдут только те, в названии картинок которых есть звук «с».
Дети выбирают картинки со звуком «с» и «строят» мост.
- «Запомни и назови».
- Туман закрыл все картинки, из которых построен мост. (Логопед закрывает картинки тканью. Дети по памяти называют картинки и проходят по мосту).
-«Будь внимательным»
А сейчас отгадайте еще одну загадку.
Кот, собачка, дядя Федор
Где они дружили?
И в какой они деревне
Вместе дружно жили.
- Правильно в Простоквашино. Герои из этого мультфильма помогут нам выполнить следующие задания, чтобы продолжить путь (презентация «Учимся различать звуки «С-Ш» с героями из Простоквашино») :
- Как звали собаку? Какой звук вы услышали в ее кличке? (Ш) Как звали кота? Какой звук в его кличке? (С)
- Дядя Федор покажет вам картинки. Определите в их названии звук «С» или «Ш». Если звук «Ш» отдадим Шарику, если «С» - Матроскину. (Шары, снеговик, свечи, мышка, ракушка, сова, ромашка, насос, картошка).
- Помоги Матроскину составить предложение из слов дяди Федора. (Кастрюля, бабушка, картошка; сыр, мышка, стол; мешок, Дед Мороз, игрушки).
- Матроскин и Шарик собрались попить чаю. Расскажи им с чем можно пить чай, а с чем нельзя. (Сахар – шишки, камыши – сушки, ватрушка – капуста, колбаса – подушки).
- Посчитай сколько и каких предметов на фотографиях Шарика. (5 сосновых шишек, 4 синих чашки, 2 шерстяных шапочки, 3 смешных малыша, 6 косолапых мишек).
-Молодцы! Продолжаем путь.
- «Накорми змея Горыныча».
- Дорогу охраняет змей Горыныч. Он злой и голодный. У него есть по 1 предмету. Нужно превратить 1 предмет во много (презентация «Один – много») :
-В комнате стол (столы). Около стола стул (стулья). На столе салфетка (салфетки). На столе кувшин (кувшины). На столе стакан (стаканы). На тарелке ватрушка (ватрушки). На столе салат (салаты). В вазе сушка (сушки). На тарелке слива (сливы). В корзине груша (груши). На полке шоколадка (шоколадки).
5. Итог занятия.
- Накормили мы змея Горыныча, он стал сытый и добрый и отпустил царевну Светлану. Выходит царевна.
«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела.
И умом и всем взяла».
- Спас богатырь Алеша царевну Светлану, подарил ей букетик сирени. Ой, посмотрите, а все драгоценные камни осыпались с короны Светланы. Давайте ее отреставрируем. Кому понравилось наше путешествие приклеивает красные камушки, кому было трудно – зеленые, кому было скучно, неинтересно – синие камушки. Какая красивая у нас получилась корона для Светланы. Повез ее Алеша к царю. До свидание.
- Царь устроил в честь спасения дочери «Салют», давайте и мы сделаем салют из мыльных пузырей.
- Ну вот, со сказками
Прощаться нам пора.
Веселая была игра?
За знания, старание и умение
Вам от царя шары на поощрение.
- Для девочек красные шары, для мальчиков синие шары. А сейчас на воздушных шарах возвращаемся в группу.