Приложение МААМ

Речевой материал на дифференциацию звуков [р], [р’] — [л], [л’].

Наталия Закубанцева
Речевой материал на дифференциацию звуков [р], [р’] — [л], [л’].
▼ Скачать + Заказать документы

Дифференциация звуков [л]-[ль], [р]-[рь]

В слогах

Ра –ла,ар-ал, ря-ля, арь-аль, ра-ла-ра, ла-ра-ла.

Ро-ло, ор-ол, рё-лё, орь-оль, ро-ло-ро, оло-ро-ло.

Ру –лу, ур-ул, рю-лю, урь-уль, ру-лу-ру, лу-ру-лу.

Ры-лы, ыр-ыл, ри-ли,ырь-ыль, ры-лы-ры, лы-ры-лы.

Ре-ле, ерь-ель.

Ри-ли-ри, ли-ри-ли, арь-аль-арь, аль-арь-аль.

Ре-ле-ре, ле-ре-ле, орь-оль-орь, оль-орь-оль.

Рё-лё-рё, лё-рё-лё, урь-уль-урь, уль-урь-уль.

Рю-лю-рю, ля-ря-ля_ ля-ря-ля, ерь-ель-ерь, ель-ерь-ель.

В словах

Темочки:

Лак- рак, бал-бар, пил- пир, село- серо.

Лом – ром, дал-дар, укол-укор, полка-порка.

Ложь-рожь, мол-мор, стал-стар, свалка-сварка.

Лука-рука, вал-вар, шаль-шар, валить- варить.

Лама-рама, тол-тор, соль-сор, жалить –жарить.

Лиза-риза, жаль-жарь, уголь –угорь, глаза –гроза.

Лов –ров, болт- борт.

Лоза-роза, булки-бурки.

Ложки-рожки, хлам-храм.

Лейка- рейка, игла-игра.

Валя-Варя, голод-город.

Лепка-репка, тёлка-тёрка.

Глаза-гроза.

Жалко-жарко.

Плавить-править.

В словосочетаниях

Больной ребёнок, левая рука, сломанная роза, сладкий мандарин, холодное мороженое, ржаной хлеб, плавленый сырок, красная малина, красивые глаза, жаркое лето, жалкие оправдания, перламутровый лак, йодированная соль, столичный вернисаж, шерстяная шаль, прекрасный человек, молодой парень, золотые руки, хмурое лицо, хлопковая пряжа, длинные фразы, формовой хлеб, глупое упрямство, трудовая школа, случайный выигрыш, старинная пословица, ароматное яблоко.

В предложениях

Сопряжённое и отражённое проговаривание, чтение предложений.

Жарилась рыба.

Наступил мир.

Летит орёл.

Ловились раки.

Строилась дорога.

Пришла Лариса.

У Ларисы болит горло.

Лариса каталась на карусели.

Лариса купила в ларьке карамель и рулет.

Книги выдаёт библиотекарь.

Дома строит строитель.

Сталь варит сталевар.

Полы натирает полотёр.

Машины ремонтирует слесарь.

У самолёта два крыла.

У вертолёта пропеллер.

Лесорубы валят лес.

К потолку прикрепили люстру.

Клара спряталась за клумбой.

Тарелка упала и разбилась.

Кролик забрался в огород.

Лодка проплывает под мостом.

Белка спрятала орешки в дупло.

На солнышке грелся чёрный котёнок

В чистоговорках.

Ра-ра-ра- красная икра.

Ру-ру-ру- начали игру.

Ла-ла-ла-Клара пришла.

Лу-лу-лу- сижу я на полу.

Ри-ри-ри-на поле косари.

Рю-рю-рю- я подарок подарю.

Ли-ли-ли-корабль на мели.

Лю-лю-лю-саблей зарублю.

Ро-ро-ро-нет у нас метро.

Ры-ры-ры- принесли дары.

Ло-ло-ло-в дереве дупло.

Лы-лы-лы-вымылми полы.

Ре-ре-ре-трава на дворе.

Ря-ря-ря- далёкие моря.

Ле-ле-ле- пирог на столе.

Ля-ля-ля- родная земля.

Ар-ар-ар- укусил комар.

Ёр-ёр-ёр-повесили ковёр.

Ал-ал-ал- я упал.

Ёл-ёл-ёл-Игорь в лес пошёл.

Ор-ор-ор- сладкий помидор.

Арь-арь-арь-принесли фонарь.

Ол-ол-ол-гол как сокол.

Аль-аль-аль-пришёл февраль.

Ир-ир-ир- Владимир командир.

Орь-орь-орь-у Лары корь.

Ил-ил-ил-страшный крокодил.

Оль-оль-оль-сильная боль.

Ур-ур-ур-принесите шнур.

Ель-ель-ель- у Ромы дрель.

Ул-ул-ул-поломали стул.

Ырь-ырь-ырь-большой пузырь.

Ыр-ыр-ыр-люблю я сыр.

Ыль-ыль-ыль-на полу пыль.

Ыл-ыл-ыл- я полы помыл.

В пословицах.

Метил в ворону, а попал в корову.

Прилежный закончит тысячу дел, а у лентяя зря день пролетел.

На словах удалец, а на деле пуглив, на печи храбрец, а в бою труслив.

Чё рт однажды попросил бездельника: «Подержи мой хвост до понедельника».

Правда светлее солнца и дороже золота.

Соловей поёт месяц, а ворона каркает круглый год.

Что с возу упало, то пропало.

Мал золотник, да дорог.

Морская волна сильна и вольна.

В скороговорках

Прибыл Клим из Клина в Крым.

Купил Валерику и Вареньке варежки да валенки.

Покатился колобок, а на дороге коробок.

Удивился колобок и закатился в коробок.

Гром по горам раскатился-

Комар с дуба свалился.

Лезут козы в грозу в лозу-

Лозу козы в грозу грызут.

Рыбу ловит рыболов,

Весь в реку уплыл улов.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Малина манила Марину и Милу,

Марине и миле малина мила. Н. Голь

Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита маргаритки на траве. Н. Кончаловская

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса.

А Борис Ларису угостил ирисом. А. Демин

Роя норку, старый крот

Разрыхлил нам огород. Л. Ульницкая

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос.

Мне тарелку Валерка

На подносе принёс. В. Лившиц

Варежки у Вари пропали на бульваре.

Воротилась Варя вечером с бульвара,

И нашла в карман варежки Варвара. Е. Благинина

В стихах

Сверло

Если видишь – я кружусь,

Это значит – я тружусь.

А кружиться перестало,

Это значит – я устало. В. Лившиц

Мышка

Мышка вылезла из норки

И схватила хлеба корки.

Мышка сильно разыгралась,

Потому коту попалась. Арье

Трубач

-Ты труби в трубу, трубач,

Только, миленький, не плач!-

Целый день трубач трубил

И поплакать позабыл. С. Михалков

Три крокодила

Жили в долине Нила

Три больших крокодила.

Первый – только большой.

Второй – с прекрасной душой.

А третий – ну просто милый!

Но всех их зовут- крокодилы. А. Кондратьев

Не боится Рая лая.

Во дворе играя, Рая

Слышит вдруг:

Собака лает.

Не боится Рая лая-

На цепи собака злая! М. Лепилина

На поляне лось стоит,

Хитрый волк за ним следит.

Не боится лось врага,

Ведь даны ему рога. Е. Алифанова, Н. Егорова

Говорил крокодил крокодилу:

Я красивый и страшно милый,

А когда я кого-то глотаю,

Долго плачу потом и страдаю Е. Алифанова, Н. Егорова

У Иры на клумбе растут георгины,

Фиалка, тюльпан, гладиолус, малина,

Астры, ромашки и мандарины.

Чего не должно быть на клумбе Ирины? Е. Алифанова, Н. Егорова

На улице ливень

Всю ночь напролёт.

Разлился бурливый

Ручей у ворот.

Оконные стёкла

Дрожат под дождём.

Собака промокла

И просится в дом.

Вот в лужу из лужи,

Вертясь, как волчок,

Ползёт неуклюжий

Рогатый жучок… Л. Квитко

Лошадка

Не слышали ночью

За дверью колёс,

Не знали, что папа

Лошадку привёз-

Коня вороного

Под красным седлом.

Четыре подковы

Блестят серебром.

Неслышно по комнатам

Папа прошёл,

Коня вороного

Поставил на стол… Л. Квитко

Мартышки

В тропической чаще свисают лианы

И зреют на солнце большие бананы,

На пальмах, играя, сидят обезьяны,

Едят обезьяны со вкусом бананы.

Потом, пообедав бананами,

Мартышки играют с лианами.

Схватившись за кончик лианы,

Мартышки летят вверх ногами.

Затем, сделав сальто-мортале,

Мартышки взлетают на пальмы.

Усевшись на ветку потом,

Приветливо машут хвостом. Арье

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То раздолье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне… А. С. Пушкин

Следующие стихи могут использоваться как упражнения на развитие интонации и модуляции голоса.

От прожорливых ворон

В огороде мне урон.

Я гонял их то и дело,

Как мне это надоело!

И решил от воронья

Пугало поставить я.

Отыскал в чулане шляпу,

Старое пальто из драпа,

Крест из палок сколотил,

Постарался-нарядил.

Получился страшный дядя-

Хоть анфас гляди, хоть сзади.

Ну, горластые, держитесь!

Наконец наступит жизнь. М. Садовский

Прививка

- На прививку! Первый класс!

-Вы слыхали? Это нас ---

Я прививки не боюсь:

Если надо – уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и – пошёл…

Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет!

Если только кто бы знал бы,

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный укол.

- На прививку! Первый класс!

-Вы слыхали? Это нас---

Почему я встал у стенки?

У меня …дрожат коленки… С. Михалков

В текстах

Друзья

Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон большой и умеет бегать.

А кроме того, у слона был хобот, а у комарика – хоботок.

Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там.

Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо.

Летом

На лесной зелёной поляне трава выросла выше колена.

Кланяются лиловые колокольчики, вьётся цепкий горошек.

Качаются от ветра одуванчики. Белеют высокие ромашки. На краю леса, под берёзами, цветёт иван – да- марья

Ползают по былинкам божьи коровки. Бегают муравьи. Порхают над цветками бабочки. Деловито звенят над поляной пчёлы. С цветка на цветок перелетает тяжёлый мохнатый шмель. А на листке подорожника, у самой тропинки, сидит большой зелёный кузнечик. Он громко-громко стрекочет. Сладким мёдом пахнет пышная медуница.

На реке

Коля с Петей пришли на речку ловить рыбу. Они насадили на крючки червяков. Закинули удочки и стали ждать.

Тут приплыли утки. Стали нырять, плескаться да крякать.

Всю рыбу перепугали.

Сидели, сидели Коля с Петей. Ожидали, когда рыба начнёт ловиться. Да и пошли домой без единой рыбё шки: «Придём завтра, когда утки в другом месте будут плавать».

Публикации по теме:

Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуковДидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу рассказать Вам о дидактическом.

Игра на дифференциацию звуков своими рукамиИгра на дифференциацию звуков своими руками Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной.

Многофункциональное пособие «Речевой домик»Многофункциональное пособие «Речевой домик» Цель: Формирование звуковой культура и связной речи. Задачи: - учить детей находить заданный звук в слове; -упражнять в определении первого.

Музыкально-речевой проект «О чём рассказывает музыка»Музыкально-речевой проект «О чём рассказывает музыка» .

Педагогический проект «Речевой ручеек» для детей 4–5 лет Оглавление 1. Введение. 2. Реферативная часть. 3. Проектная часть. 4. Заключение. 5. Список литературы. 6. Приложения. 1. ВВЕДЕНИЕ.

Пособие для малышей «Речевой куб»Пособие для малышей «Речевой куб» Кубики - это одна из первых игрушек, в которую начинают играть все малыши. Именно из них дети начинают строить башни, домики, замки, гаражи.

Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе. Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги. Автоматизация в сочетаниях слогов:.

Речевой материал для детей по теме «Дикие животные»Речевой материал для детей по теме «Дикие животные» Уважаемые друзья и коллеги, недавно у нас в группе прошла тематическая неделя «Дикие животные». Мои малыши очень любят короткие стихи.

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.

Речевой уголок в младшей группеРечевой уголок в младшей группе Речевой уголок в младшей группе Сорокина Анжела Валерьевна Речевой уголок в младшей группе оборудован в соответствии с возрастом детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевой материал на дифференциацию звуков [р], [р’] — [л], [л’].
Опубликовано: 3 августа 2023 в 19:23
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевой материал на дифференциацию звуков [р], [р’] — [л], [л’].» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Закубанцева (УИ 2897316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД