Ирина Кузнецова
Конспект занятия по дифференциации звуков [р]-[л]
▼ Скачать + Заказать документы
Логопед. Ребята, мы отправляемся на планету «Ларола». Прежде чем мы туда полетим, нужно осмотреть ракету. Все ли в порядке? Нет ли поломок?
Дети берут в руки самолеты и осматривают ракету, произнося звук [л].
Логопед. Все в порядке! Готовимся к полету.
Игра «Запуск ракеты»
Логопед. К запуску космического корабля приготовиться! (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх.)
Дети. Есть, приготовиться! (Повторяют движения логопеда.)
Логопед. Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук.)
Дети. Есть, включить контакты. (Повторяют движения логопеда.)
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [р]-[л]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Логопед. Завести мотор!
Дети. Есть, завести мотор! (Выполняют круговые движения кулачками один вокруг другого и произносят звук [р], в это время логопед начинает обратный счет.)
Логопед. Пять, четыре, три, два, один - пуск! (Дети поднимают руки вверх.)
Тема «Артикуляционная характеристика звуков (их сходство и различие)»
Логопед. Во время полета на планету «Ларола» мы будем продолжать различать звуки [р], [л]. Чем же похожи эти звуки?
Дети. При произношении звуков язычок поднят вверх.
Логопед. А чем различаются?
Дети. При произношении звука [р] язычок «дрожит».
Речевая зарядка
Логопед. На планете «Ларола» живут ларолуны. Разомнем свой язычок для общения с ними.
Ра-ра-ра - снежная гора. (Дети поднимают руки вверх.)
Ла-ла-ла - лодочка плыла. (Соединяют ладони лодочкой.)
Ра-ла-ла - очень острая игла. (Показывают указательным пальцем.)
Ры-лы-ры - нос кусают комары. (Закрывают нос руками.)
Ро-ло-ло - разноцветное стекло. (Скрещивают пальцы.)
Лу-лу-ру - принимаете в игру?
Развитие фонематического слуха
Игра «Сигнальщики»
Логопед. У нас на корабле своя азбука Морзе. Если услышите звук [р] - поднимаем сигнальную карточку с этим звуком, то же со звуком [л], а если два звука в слове - две карточки.
Слова: буЛавка, коЛбаса, Радуга, мухомоР, Лопата, стоЛ, кРокодиЛ, доРога, тРуба, коРова, маРмеЛад, сЛон, соЛдат, фаРтук, саЛфетка, кЛаРнет.
Логопед. Мы попали в зону турбулентности. Садимся в свои кресла.
Дети садятся за столы.
Игра «Собери из звуков слово» (синтез)
Логопед. Угадайте слово по начальным звукам в словах : Лук, Аист, Кошка (выделяет голосом первые звуки; используем картинки) = ЛАК. Что такое лак?
Дети. Это покрывающая поверхность жидкость.
Логопед. Замените звук [л] на [р]. Что получилось?
Дети. РАК.
Логопед. Кто такой рак?
Дети. Животное.
Логопед. Обратите внимание, мы поменяли в слове один звук и значение слова изменилось.
Игра «Замени звук в слове»
(с мячом)
Логопед бросает мяч ребенку со словом «Лов». Ребенок возвращает мяч, изменив первый звук [л] на [р] - «Ров».
Слова: лов - ров, дар - дал, лама - рама, мир - мил, ложки - рожки, жир - жил, лань - рань, пир - пил.
Определение места звука
в слове и дифференциация звуков
[р] - [л]
Игра «Засели жильцов по своим квартирам»
Игровое полотно разделено на две части. В первой «живет» звук [л], во второй [р].
Логопед. Я предлагаю вам поиграть. В доме три подъезда, в каждом - три этажа, где живут жильцы. На чердаке схема с указанием места звука в слове. Разложите картинки по «своим квартирам». Затем проверьте друг у друга задание. Все правильно выполнено?
Дети выполняют задание.
Согласование числительных
с существительными
Игра «Счетовод»
Логопед. Выберите понравившуюся картинку. Посчитаем ее (у детей карточки с цифровым полем - 1 3 5 ; 2 4 7).
Дети составляют модель предложения с заданным словом.
А теперь с этим словом составьте предложение, выложите его модель.
Психогимнастика
«Считалочка-бормоталочка» (развитие внимания, ритма)
Логопед. Зону турбулентности прошли, можно и подвигаться.
Дети выполняют упражнение стоя.
Вспомните загадку о подсолнухе:
Золотое решето
Черных домиков полно.
Вместо проговаривания отхлопываем каждое последнее слово.
Золотое решето черных домиков… (Один хлопок.)
Золотое решето черных… (Два хлопка.)
Золотое решето… (Три хлопка.)
Золотое… (Четыре хлопка.)
… (Пять хлопков.)
Сколько в загадке слов?
Дети отвечают.
Дифференциация звуков
[р] - [л] в словах
Логопед. Вот мы и прилетели на планету «Ларола». А вот и первый ее житель. (Берет куклу.) Думаю, что он хочет нас обучить своему языку.
Кукла. Салораман!
Логопед. Он здоровается с нами! Ответим ему на его языке.
Дети. Салораман! Здравствуйте!
Кукла. Сласвуйте!
Дети поправляют жителя другой планеты и еще раз правильно говорят слово «здравствуйте».
Кукла. Сама карена Ларола!
Логопед. Она говорит, что ее планета называется Ларола. Как зовут нашу планету?
Дети. Наша планета Земля!
Логопед. Ребята, какие знакомые звуки вы услышали в названии планеты Ларола?
Дети. [р] и [л].
Логопед. Трудный язык на планете «Ларола». Только мы с любыми трудностями справимся. Давайте научим жителя планеты говорить скороговорку: Проворонила ворона вороненка. Пусть попробует сказать так же быстро, как и вы.
Дети проговаривают скороговорку.
Логопед. Пора возвращаться на землю. Жителю планеты мы дарим энциклопедию Земли и приглашаем его к нам в гости.
Повторяется часть игры «Запуск ракеты»
Путешествие закончилось.