Полторецкая Маргарита
Упражнения для дифференциации свистящих и шипящих звуков
▼ Скачать + Заказать документы
После, того как ребенок научиться правильно произносить свистящие и шипящие звуки, родители замечают, что ребенок их путает. Поэтому необходимо научить ребенка их дифференцировать, т. е. различать.
На этапе дифференциации необходимо соблюдать определенную последовательность.
• Начинать нужно с самого простого с дифференциации на уровне слога. Рассмотрим упражнения, которые можно использовать на этом этапе:
Упражнение : «Игра в мяч»
Публикация «Упражнения для дифференциации свистящих и шипящих звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2021
Необходимо произносить слоги со звуками [с] и [ш], если ребенок произносит правильно слог, то взрослый бросает ему мяч.
Са-ша
Ша-са
Шо-су
Су-ша
Ше-сы.
Упражнение : «Слоговое домино».
Взрослый произносит слоги, если ребенок правильно его повторяет, то получает домино.
Шпа-спа,
Сну-шну
Ска-шно
Шну- сма.
• Следующий этап дифференциации – различение свистящих и шипящих на уровне слова.
Упражнение : «Похожие слова»
Уши- усы
Сутки-шутки
Кашка-каска
Машка – маска
Стык-штык
Сорок-шорох.
Упражнение : «Подари подарки Шуре и Соне»
Перед ребенком выкладываются картинки, в названиях которых есть шипящие или свистящие, а ребенок пытается разложить картинки. (Шуре картинки в названиях, которых есть шипящие, а Соне в названиях, которых есть свистящие).
Шишка, сова, мишка, машина, сабля, самокат, самолет, шоколад, сахар, шшки, шалаш, собака, сумка, автобус.
Упражнение : «что за слово?»
Взрослый произносит слова,при этом пропускает шипящий или свистящий звук, а ребенку нужно отгадать слово.
.апка, .ова,. ми. ка, кА. ка, казка, кола, утка, па. та, .орты.
• Следующий этап дифференциации –различение звуков в словосочетании.
Упражнение : «Веселые картинки»
Перед ребенком выкладывают картинки, а ребенок должен рассказать что он видит, при этом необходимо просить ребенка подбирать прилагательное.
Например, перед ребенком картинка на которой кошка.
Спросите у ребенка какая она (смешная, пушистая).
Потом берем следующую картинку – малыш (послушный, смешной, непослушный)
• Далее этап - дифференциация в предложениях и текстах. Для этого необходимо выбирать стихи, предложения, тексты, в которых есть свистящие или шипящие.
Ша – са – ша наша Маша хороша
Са – ша – СА укусила нос оса
Ши – сы – ши наши ушки хороши
Сы – ши – сы у осы усы, усы
Иш – ис – ыш беги сюда мылыш
Аш – ос – аш у нас большой шалаш
Аш – ос – иш вокруг такая тишь!
Ос – ош – ос над кустами много ос
Ош – ош – ос и над вишней много ос
Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].
Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Как в капюшоне
Он смешон.
КОШКА -
У Саши пушистая кошка Салли. Салли послушная. Она бесшумно ходит по дому. Часто кошка спит на солнышке. А когда стемнеет, кошка ловит в сарае страшных мышей.
Сонина кошка сидит на окошке.
Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
Надо суметь тут не шуметь.
У Машкиной мышки - смешные штанишки.
Шестые шутки шутим шутки.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
• Учить проговаривать скороговорки
У Сони – шишки, а у Сани – шашки.
Сшила Саша шапку Маше.
Скушай, Саша, шесть сушек.
На сосне – сосновые шишки.
Занятия стоит проводить по 5-10 минут каждый день, до того пока ребенок не научится произносить звуки без ошибок.