Алина Ивановна Горбунова
Конспект занятия «Дифференциация [с]-[ш] в слогах, словах, предложениях»
Цель: совершенствование навыков дифференциации согласных звуков [с] - [ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнить артикуляцию звуков [с] - [ш], выделяя сходство и различия.
• Продолжать учить акустико-артикуляторной характеристике звуков «Ш и С» с опорой на различные виды контроля.
• учить определять наличие данных звуков в словах; произносить данные звуки в слогах, словах, предложениях.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация [с]-[ш] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематический слух и восприятие.
• Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений от артикуляционных образов звуков.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развитие моторики речевого аппарата.
• Закрепление связи звукового образа звуков с их графическим изображением.
• Закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать умение понимать учебную задачу, воспитывать устойчивый интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, письмо, две картинки с изображением девочек, предметные картинки по играм «Одежда», «Предметы для мишки», «Какой сок?», «Холодильник», кубики со слогами.
Ход занятия:
- Здравствуй, как твои дела, настроение?
- Вспомним наше правило.
Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо.
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно.
Чтоб всем было понятно.
Я сегодня получила письмо от Сани и Шуры, давай посмотрим, что же в ней написано.
- Ребята, нас приглашают гости. Отправимся к ним в гости?
- Дорога предстоит длинная, чтобы пройти её, нам нужно подготовиться.
- Ты готов, тогда начинаем!
"Улыбка" - ладонь сжата в кулак (пальцами вверх). Под счёт 1 - пальчики расправляются (расставлены в стороны, как лучики солнышка) и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счёт 2 - ладонь сворачивается в кулак.
"Рупор" - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Под счёт 1 - пальчики расправляются, образуя, большой круг и удерживаются одновременно с "Рупором" 5 сек., на счёт 2 - ладонь сжимается в щепоть.
"Чашечка" - под счёт 1 - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение "Чашечки" и удерживаются одновременно с "Чашечкой" 5 сек., на счёт 2 - ладонь выпрямляется. И так далее.
"Горка" - под счёт 1 - согнутая ладонь опущена и удерживается вместе с "Горкой" 5 сек., на счёт 2 - ладонь выпрямляется. И так далее.
- Ты помнишь, какое время года за окном? Тогда чтобы осенью быть здоровым, нужно сделать самомассаж!
«Чтоб горло не болело, мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна!»
- Вот мы и готовы. Тогда пойдем – кинезиология.
- А дорога наша начинается с леса. В лесу подул холодный ветер С-С-С и мы подуем С-С-С. А теперь дует тёплый ветер Ш-Ш-Ш и мы подуем Ш-Ш-Ш.
- Какие звуки нам встретились на пути? – Ш – С.
- Саня и Шура любят играть в прятки. И спрятались в словах. Ты можешь их найти. Как только услышишь звук «С» ты должен хлопнуть в ладоши.
А когда услышишь звук «Ш», ты должен топнуть ногой.
Уши – усы шутки – сутки шкала – скала шифон – сифон
кашка – каска штык – стык штиль – стиль мышь - мыс
- Молодцы, Вы нашли Саню и Шуру!
- Ты видишь, что они одеты не для встречи с гостями?
- Давай подберем им наряд!
- Саня, хочет спеть свою песенку, давай ему поможем, но для этого мы будем кидать кубик со слогами : са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы.
- Шура, тоже хочет петь: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
- А теперь, ребята захотели спеть одновременно, вот что у них получилось:
са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са.
- Какие разные у нас получились песенки!
- Сани и Шуры спрятали слова, которые они любят. Игра «Предметы для мишки».
Как ты думаешь, какие предметы любит Саня, а какие - Шура?
Динамическая пауза.
Вот зарядка от ребят,
Выполняем по порядку.
Быстро встань и улыбнись,
Выше, выше потянись. Ну-ка, плечи распрями,
Подними и опусти,
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
- Ребята нас хотят угостить. Давай посмотрим, что они заранее купили в магазине.
Игра «Холодильник».
Саня купила…
Шура купила…
Игра «Сок какой?» : из смородины, из ананаса, из груши, из вишни, из абрикоса.
-Вот и пришло время, говорить «до свидания» нашим друзьям.
Нам пора домой.
Кинезиология – с проговариванием звуков «С» и «Ш».
Итог занятия.
- Чему мы сегодня учились на занятии?
- Что происходит с губами, языком?
Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности воспитанника, рекомендации и пожелания.
-Какое задание было самым лёгким, а какое самым трудным?
Ты сегодня молодец!