Надежда Боровинская
Дидактическое пособие «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Боровинская Надежда Александровна, Структурное подразделение МАОУ Московской СОШ, Тюменская Область, Тюменский район, п. Московский, ул. Бурлаки д. 16.
Цель: формирование элементарных экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи при использование данного пособия :
Расширять представления детей о природе.
Публикация «Дидактическое пособие „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Темочки
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик, овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник, с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Продолжать знакомить детей об охране растений и животных.
Развивать умение детей замечать сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения:
Осень. Развивать умение детей замечать и называть изменения в при-роде: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды,) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли : бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Зима. Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
Весна. Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, поя-вилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы;
Аннотация: Данное дидактическое пособие состоит из четырех больших деревьев, которое соответствует определенному времени года. Каждое дерево наделено приметами времени года, которые крепятся при помощи липучек или кнопок. Количество игроков не ограниченно, можно играть как одному ребенку, так и коллективу детей.
Детям среднего дошкольного возраста в силу возрастных особенности очень сложно представить, что в году 4 времени года, каждое время года состоит из 3 месяцев. Одной из основных задач в формировании у дошкольников временных понятий является : дать знания о цикличности, периодичности и последовательности смены времен года. Поэтому детям 4-5 лет необходимо объяснить неизменность годовой схемы: «весна-лето-осень зима». Чтобы помочь детям разобраться в этом изготовила наглядное пособие «Время года». Пособия из бумаги и картона недолговечны, поэтому возникла идея изготовить игровой материал из фетра. При создании пособия исходила из того, что оно должно быть ярким, нарядным, привлекательным для детей, обучающим, развивающим, полифункциональным, таким, чтобы одновременно могли играть несколько детей. С помощью пособия мы развиваем интерес к окружающему миру, умение сравнивать и анализировать, наблюдательность. Рассматривая полотно, ребята знакомятся с временами года, с основными признаками. Предлагаю вам способы использования это дидактического пособия :
Способ №1 игра «Когда это бывает?»
Цель: закрепление названий времен года.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадки о временах года. Дети отвечают, кто первый угадал.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весна)
Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило … (Лето)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я. (Осень).
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня. (Зима).
Способ №2 игра «Угадай, как правильно?»
Цель: формировать представление о сезонных изменениях.
Ход игры: Дети рассматривают панно, определяют сезонные изменения. Определив время года, дети должны расположить признаки данного сезона и рассказать о них.
Способ №3 игра «Не ошибись!»
Цель: развивать быстроту мышления, сообразительность, закреплять знания о том, что происходит в разные времена года.
Ход игры: дети сидят по кругу. Воспитатель называет время года, и дает мяч (кубик) одному из детей. Тот быстро должен назвать только одно явление, которое происходит во времени года. Игру можно проводить и по-другому: Воспитатель называет явление или признаки при сезонных изменениях, дети называют время года.
Способ №4 игра «Что изменилось?»
Цель: упражнять детей в правильных названиях явлений, учить замечать и называть различия сенных изменений, развивать зрительную произвольное запоминание, наблюдательность.
Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре времени года. Вместе с детьми рассматривают, и называю явления, которые происходят в этом времени года, отмечают цвета, формы, явления, признаки. Затем воспитатель просит детей запомнить, как, и что располагаться на панно. Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами предметы. Потом дети открывают глаза и рассматриваю изменения и отвечают.