Светлана Мезенцева
Дидактическое пособие способствующее познавательному развитию для детей младшего возраста «Затейники»
▼ Скачать + Заказать документы
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Публикация «Дидактическое пособие способствующее познавательному развитию для детей младшего возраста „Затейники“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2018
Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей раннего и дошкольного возраста. В ней содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел (игровая задача, цель (обучающая задача, содержание, правила игры, игровые действия, результат (и/или оценка).
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Вот и мы хотим представить вашему вниманию дидактическое пособие для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Затейники».
Пособие «Затейники» многофункционально - так как с помощью этого пособия можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети совершенствуют свои знания и осваивают цвет и форму, тренируют мелкую моторику рук, совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение. Пособие воспитывает интерес к подвижным совместным играм, развитию физических качеств (скоростных, гибкости, выносливости, координации, умению соблюдать в ходе игры элементарные правила.
Данное пособие может использоваться в различных вариациях.
Цель: совершенствовать представления детей о геометрических формах, учить подбирать фигуры по образцу, совершенствовать навык обследования геометрических форм.
Задачи:
- познакомить детей с геометрическими фигурами – треугольником, квадратом и кругом;
- учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); совершенствовать знания детей о цвете;
- развитие умения ориентироваться в пространстве, развивать координацию движений, ловкость;
- воспитывать дружеские отношения, проявление интереса к участию в совместных играх.
Оборудование: 3 ведерка различных цветов, набор геометрических плоскостных фигур – квадратов, треугольников, кругов – соответствующих цвету ведерок, три дорожки, изготовленных из нетканого материала, три обруча – соответствующих цветов.
Первый вариант:
«Назови геометрическую фигуру».
Дидактическая задача: учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Игра проводится с подгруппой (5 – 6 детей). Педагог предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур и назвать их. Детям, затрудняющимся, самостоятельно обвести контуры фигур, оказать помощь – рукой ребёнка проделать нужные действия в воздухе.
Продолжительность игры – 10-15 минут.
Второй вариант:
«Найди предмет такой же формы».
Дидактическая задача: учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Педагог предлагает детям найти предмет такой же формы в окружающей обстановке.
Третий вариант:
«Найди, то, что я покажу».
Дидактическая задача: учить детей находить предмет определённой формы с использованием геометрических фигур – образцов. Игра требует двойного сопоставления: вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура – с формой другого предмета.
Педагог показывает детям геометрические фигуры – образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо – круглой формы; флажок, кубик, пирамидку – треугольной формы; книгу, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т. п. После этого воспитатель ведёт детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие сейчас они видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т. е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребёнок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает «Коробка и кольцо – предметы круглой формы». Дети поочерёдно выполняют задание.
Длительность и повторность. Игра заканчивается, когда дети найдут все нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами – образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3 – 4 раза. Продолжительность игры – 15минут.
Четвертый вариант:
«Кто самый ловкий?».
Дидактическая задача: учить детей находить предмет определённой формы и цвета, воспитание интереса к участию в совместных подвижных играх.
Педагог вместе с детьми уточняет название геометрических фигур, их цвет.
Фигуры выкладываются в обруч.
Задача детей – кто первый перенесет по дорожке фигуры своего цвета и формы в свое ведерко (такого же цвета).
В результате использования данного дидактического пособия многие воспитанники познакомились с такими геометрическими фигурами, как треугольник, круг, квадрат, учились тактильно их узнавать и называть, совершенствовали свои знания о цвете. Игра принесла много эмоций и впечатлений.
Играйте с удовольствием!
Список литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. «Дидактические игры и занятия 1-7 лет. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» И. А. Лыкова.
3. «Развивающие игры в ДОУ». Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ.
4. Международный образовательный портал «Дефектология ПРОФ (логопед, дефектолог, психолог) группа по коррекционной педагогике в Одноклассниках».