Вера Евгеньевна Леухина
Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ :
• Систематизировать представления детей о временах года.
• Познакомить детей с понятием «Год» через опосредованную деятельность.
• Выработать навыки определения времени года по совокупности признаков и примет.
Публикация «Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста „Круглый год“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Средняя группа
- Темочки
• Упражнять детей в умении преобразовывать абстрактные символы в образы при составлении описательных рассказов о временах года, используя прием мнемотехники.
• Развивать логическое и образное мышление, вариативность и гибкость мышления, память, зрительное восприятие, самостоятельность.
• Развивать умение ориентироваться на плоскости.
• Осваивать пространственные отношения от себя и от других объектов: выше – ниже, вверху – внизу, справа – слева.
• Воспитывать эмоциональные, эстетически ценные способы общения, положительное отношение к природе.
ПРИМЕРНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ПОСОБИЮ :
1. Дидактическая игра : «Так бывает или нет?»
Цель:
Развивать логическое мышление, умение замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает. Закреплять умение обобщать понятие фрукты. Учить классифицировать косточковые и семечковые фрукты.
Содержание игры:
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает?
(Лето)
Посмотрите внимательно на дерево и скажите, какая часть дерева обозначает лето. Почему так думаете?
Что за плоды созрели на нем?
Растут ли они на дереве одном?
Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?
Предложить детям внимательно рассмотреть плоды, назвать их одним словом (фрукты) затем все перечислить (яблоко, груша, вишня, абрикос). Ответить на поставленные вопросы. Исправить ошибки. На дереве выросли яблоки, как называется дерево? (яблоня) Если на дереве выросли груши, то дерево называется? (груша) и т. д. Затем предложить детям собрать в одну корзинку косточковые фрукты, а в другую семечковые фрукты.
2. Дидактическая игра : «Что где?»
Цель:
Упражнять в умении правильно ориентироваться в микропространстве, дифференцировать понятия вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между. Развивать умение рассуждать, аргументировать свои ответы.
Содержание игры:
1. Ведущий показывает картинку с изображением предмета, ребенок рассказывает, где на дереве находится этот предмет, относительно себя.
2. Предложить ребенку назвать все предметы, которые находятся на дереве (вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между).
3. Дидактическая игра : «Составь рассказ»
Цель:
Побуждать детей к составлению рассказа о временах года. Учить детей составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию. Развивать у детей речевую активность, зрительную память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Содержание игры:
Предложить детям выбрать на дереве игровое поле с одним из времен года. Подобрать к данному времени года картинки и предметы, отражающие сезонные изменения в природе, разложить и развесить их на дереве. Предложить детям с помощью опорных картинок выстроить мнемодорожки на магнитной доске. И затем уже составить рассказ – описание по данному времени года.
4. Дидактическая игра : «Одень куклу на прогулку»
Цель:
Учить детей узнавать и называть предметы одежды, практически действовать с ними, получая дополнительную информацию через осязательный анализатор (фактура материала, выделять части одежды (рукав, карман, пуговица, воротник и др., определять цвет, форму, величину, пространственное положение частей (правый рукав, левый рукав, верхняя пуговица и т. д.). Упражнять в умении составлять алгоритм последовательного одевания на прогулку. Воспитывать желание бережно обращаться с одеждой и содержать ее в порядке.
Содержание игры:
Кукла Настя хочет пойти гулять. Давайте поможем ей одеться на прогулку. Выберите, одежду, которую нужно одеть на куклу. Какую одежду вы выбрали? (летом, осенью, зимой, весной) Предложить детям на магнитной доске из отдельных картинок составить алгоритм одевания на прогулку в соответствии времени года. Затем дети последовательно одевают на куклу одежду: «Одевайся поскорей, и на улицу смелей»
5. Дидактическая игра : «Когда – это бывает?»
Цель:
Закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года. Формировать умение находить картинки с изображением признаков времени года. Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, быстроту мышления.
Содержание игры:
1. Воспитатель дает короткое описание времени года в прозе, стихах или загадках, дети их отгадывают, и выбирают картинки, и предметы с изображением соответствующих признаков времени года развешивают или раскладывают их на игровое поле.
2. В игре участвуют 4 человека. Дети самостоятельно выбирают одну из частей дерева (весна, лето, осень, зима). Из общего количества предметов и картинок выбирают те, которые соответствуют каждому времени года. Затем проверяют друг у друга правильное выполнение задания.