Гамилова Мария Геннадьевна
Дидактическое пособие «Сказка на руке»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: с 4 лет
Материал:
1) Вязаные варежки (состоящие из 3 частей, соответствующие персонажам сказки «Зимовье», «Рукавичка».
2) Пластмассовые части, детали.
3) Большая сшитая варежка.
Цель: Формирование навыка координированной работы артикуляционного аппарата и мышц руки. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения. Развитие компонентов устной речи.
Задачи:
- развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием внимания, памяти, мышления (II ступень);
Темочки:
- развивать инициативную речь детей во взаимодействии со взрослым, детьми;
-формирование мотивации к звукопроизношению у детей с тяжелыми нарушениями речи;
-уточнение произношения гласных и согласных звуков с показом на руке их артикуляционных укладов.
- формировать обобщающие понятия (домашние животные) на полисенсорной основе (II- III ступень);
- расширение объем импрессивной и экспрессивоной речи через развитие пропреоцептиной деятельности и нескольких видов восприятия;
- продолжать обучать последовательности, содержательности в процессе составления пересказа, лексического и грамматического оформления связных высказываний;
- совершенствовать навыки связной речи (задавать вопрос, отвечать на него).
-формирование мотивации к сотрудничеству со взрослым.
-включение родительского потенциала в логопедическую работу.
Особый интерес: определить на ощупь персонаж сказки, их количество в варежке; найти отличия между персонажами на основе зрительного и тактильного восприятия; установление эмоционального контакта со взрослым (педагогом, родителем).
Безопасность: материал мягкий; детали варежки прочно прикреплены, использованы натуральные гипоаллергенные материалы.
Упражнения:
1) Обследовать и определить на ощупь персонажа сказки на основе зрительного внимания, тактильных ощущений.
2) Обследовать варежки, проговорив все части. Учить надевать на обе руки (имитируя движение частей артикуляционного аппарата).
3) Учить выполнять артикуляционную гимнастику с использованием варежек (синхронное выполнение артикуляционного упражнения с движениями кистей рук)
4) Показать артикуляцию звука с использованием трех частей варежки (верхняя челюсть, язык, нижняя челюсть, произнести звук («синхронно с героем»).
5) Произнести слог, сопровождая соответствующими движениями рук в варежке
6) Произвести анализ звуко - слоговой структуры слова
7) Составить простое распространенное предложение на наглядной основе.
8) Составить диалог героев в соответствии с ситуацией (по инициативе ребенка, предложенной педагогом).
9) Составить пересказ сказки в соответствии с иллюстрациями (без них).
Обогащение словаря: предметный, предикативный, адъективный словарь
Связь с образовательными областями:
• Социально - коммуникативное развитие
1)Учить воссоздавать логическую цепочку игровых действий, объединенных в сюжет.
2)Учить располагать предметы в микропростанстве.
3) Учить детей использовать в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы- заместители, самостоятельно изготовленные атрибуты.
4) Учить детей передавать в игре (инсценировке) характер персонажа.
• Познавательное развитие
1) Развивать сенсорно - перцептивную способность, исходя из принципа целесообразности, обучать выделению знакомых объектов из фона на основе зрительного, тактильного, слухового восприятия (представления о себе и об окружающем природном мире).
2) Посчитать количество героев в варежке ;
3) Определение качеств предмета на основе зрительного и тактильного восприятия.
• Развитие речи:
1) Стимулировать речевую активность.
2) Формировать мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности (II ступень).
3) Развивать диалогическую форму речи в процессе театрализации
(II -III ступени).
• Коррекионно-развивающая работа
1) Вызывать эмоциональные проявления к выполнению задания;
обеспечить ребенку возможность в игре проявлять активность.
2) Профилактика дисграфии, дислексии.
3) Формировать навыки правильного произношения звука на основе зрительного и тактильного восприятия.
4) Развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение игровых действий.
5) Формировать коммуникативые умения и навыки («ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»).
6) Учить понимать намерения, мотивы поведения персонажа
7) Учить передавать характер персонажа (его эмоциональное состояние).
8) Развитие просодической стороны речи, мимики.
Актуальность: обогащение чувственного опыта детей, развитие представлений о свойствах и качествах реальных предметов в ходе инсценировки, сюжетно – ролевой игры.
Авторы пособия : Карагужева Галина Александровна, учитель - логопед. Гамилова Мария Геннадьевна, педагог психолог,