Шеремета Любовь
Дидактическое пособие по развитию речи «Расскажи, Матрешка!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Дидактическое пособие по развитию речи "Расскажи, Матрешка!"
(познавательно – речевое развитие; старший дошкольный возраст).
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения на основе речевых игр.
Задачи:
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи „Расскажи, Матрешка!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2024
1. Закреплять знания детей называть существительные, согласовывать их с числительными в роде, числе и падеже.
2. Учиться составлять простые, сложные предложения, сказки (по картинке или серии сюжетных картинок).
3. Закреплять и автоматизировать навыки правильного звукопроизношения, умение находить место звука в слове.
4. Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, фонематический слух, словесно логическое мышление.
5. Закреплять названия групп предметов обобщающим словом.
6. Постановка правильного речевого дыхания (Танцующая Матрёшка).
7. Воспитывать желание правильно и красиво говорить, следить за своей речью.
Аннотация:
Многофункциональное дидактическое пособие «Расскажи, Матрёшка!» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Занимаясь с ним, дети развивают свою речь, которая становится более правильной и выразительной. Работа с этим пособием вызывает у детей большой интерес. Им нравится открывать кармашки и выполнять задания.
Дидактическое пособие «Расскажи, Матрёшка!» делится на четыре темы, которые должны освоить дошкольники : звуковая культура речи; грамматические навыки; словарный запас; связная речь.
Описание:
Пособие «Расскажи, матрёшка!» изготовлено из картонной основы, обклеено цветной самоклеющейся пленкой. На каждой стороне имеются кармашки для карточек. При использовании в работе можно открывать кармашки и находить задания на различные темы. Так же имеется кольцо на подставке с матрешкой внутри, которое используется для отработки воздушной струи.
Основные характеристики: многофункционально; безопасно; практично; эстетично; компактно.
Методы, используемые в работе с пособием :
1. Наглядный – демонстрация иллюстраций и картинок.
2. Словесный – коллективное чтение, разучивание наизусть, беседы, игра по ролям, сочинение сказок.
3. Практический – упражнения в звукоподражании, проговаривании.
4. Игровой метод – игры – драматизации, дидактические игры (лото).
«Танцующая Матрёшка»
Важнейшим условием правильной речи является плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного плавного выдоха.
«Назови ласково» (задание на формирование грамматики).
Цель: формирование правильной грамматической структуры речи, закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Правила игры: воспитатель показывает картинку с изображением и предлагает придумать слово, которое будет являться уменьшительно – ласкательным (ромашка – ромашечка).
«Угадай по описанию» (задания на развитие словарного запаса)
Цель: совершенствовать умение описывать разные предметы, расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений.
Правила игры: описать предмет как можно точнее. Предложить ребенку описать предмет по картинке, не называя его. Например: ручка длинная, деревянная. Следующий предмет описывает другой ребенок.
Закрепляют знания в произношении с помощью дидактической игры»Лото».
«Народные праздники» (задание на обогащение словаря).
Цель: знакомство детей с народными праздниками, обогащение и активизация словарного запаса ребенка.
Правила игры: на столе раскладываются карточки лицевой стороной вверх. Ведущий берет карточку, читает (с помощью воспитателя) название праздника. Дети подбирают слова – ассоциации с этим праздником. Кто подобрал больше всего слов – ассоциаций с этим праздником становится ведущим. Игра повторяется с новым ведущим.
«Повтори и объясни». (задания на обогащение и активизацию словаря, знакомство с пословицами и поговорками).
Цель: продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок, обогащение и активизация словаря.
Правила игры: воспитатель читает детям пословицы и поговорки, объясняет значение новых непонятных слов, побуждая детей к повторению, опираясь на опыт и знания детей.
«Музыкальный магазин» (задание на развитие звуковой культуры речи).
Цель: упражнять детей в подборе слов с заданным звуком, развивать память, мышление.
Правила игры: покупатель говорит, например: - хочу купить музыкальный инструмент на звук «Л»; со звуком «Ш» в середине слова. Ребенок ищет картинку и проговаривает слова с заданным звуком.
«Загадки» (задание на обогащение словаря).
Цель: учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках предметов.
Правила игры: воспитатель предлагает внимательно послушать, отгадать, о чем он говорит и четко произнести ответ.
«Расскажи сказку»(задание на развитие связной речи).
Цель: развитие навыка грамотного пересказа знакомого сюжета, возможность самовыражения через словесное творчество, развивать память, воображение, внимание. Учить сочинять истории, строить монологи и диалоги, правильно конструировать предложения, красиво и выразительно общаться.
Правила игры: детям читается сказка или образец описательного рассказа. Дети самостоятельно составляют сказку/рассказ с помощью таблицы.
«Потешки» (задание на развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного звукопроизношения, обогащение словаря).
Цель: задание на развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного звукопроизношения, обогащение словаря. Учиться инсценировать небольшие сценки – потешки.
Правила игры: воспитатель читает потешку – дает речевой образец, дети изображают действия и повторяют слова.
«Скороговорки» (задание на развитие слуха, артикуляционного аппарата).
Цель: вырабатывать четкое и понятное произношение слов и фраз, развивать слуховое внимание, речевой слух, голосовой аппарат.
Правила игры: воспитатель произносит скороговорку - дает речевой образец. Ребенок повторяет – сначала медленно, затем в обычном темпе речи и с ускорением.
«Художественный салон» (задание на развитие словарного запаса).
Цель: учит устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь – описание; точно описать предмет, который игрок хочет «купить»
Правила игры: дети поочередно дают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.
«Лесной доктор» (задание на развитие словарного запаса, звуковой стороны речи, связной речи).
Цель: дать знания о роли растений в природе и пользе для человека, совершенствовать связную речь, грамматический строй речи, совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложных предложений); закрепление правильного произношения и дифференциации в свободной речевой деятельности всех звуков; активизировать словарный запас детей (травянистое растение, сбор, отвар, условия обитания).
Правила: воспитатель загадывает загадки о лекарственных растениях, ребенок находит иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «лесным доктором». Так же можно играть со звуками. Показать картинку с буквой, произнести звук - «А, Б, В». Найди растение, начинающееся/в середине/заканчивающееся на звук «А, Б, В».
В процессе игр, у детей накапливается определенный опыт, словарный запас, понимание обращенной к нему речи. Благодаря этим достижениям дошкольник начнет активно осваивать окружающий мир.
В результате занятий с использованием пособия «Расскажи, Матрешка!» у детей – эмоционально - положительное настроение, узнаются такие знакомые, ранее незнакомые предметы, замечаются их отличия и сходства, формируется познавательная активность, любознательность и расширяется кругозор, развиваются все стороны речи.