Анастасия Тимошевская
Дидактическое пособие по познавательному развитию «Сенсорные фигуры и символы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
Деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
660037, Г. КРАСНОЯРСК, УЛ. АСТРАХАНСКАЯ, ДОМ 12А ТЕЛЕФОН (391) 264- 58- 69, Е - MAIL :KRSDS91@MAIL.RU ОКПО 52291165. ОГРН 1022402061351 ИНН2462022299/ КПП246201001
Тимошевская Анастасия Олеговна
Публикация «Дидактическое пособие по познавательному развитию „Сенсорные фигуры и символы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2017
г. Красноярск, 2017 г.
Аннотация
Дидактическое пособие предназначено для развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста. Игра знакомит детей с плоскими и объёмными геометрическими фигурами, а также с цифрами и знаками. Пособие предполагает несколько видов игр.
Пособие может быть использовано в работе педагогов с детьми дошкольного возраста, интересно родителям и студентам.
Пояснительная записка
Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Основой всех познавательных процессов является восприятие. Интеллектуальное развитие начинается с умения собирать, различать и классифицировать чувственные впечатления. Разработанный нами сенсорный материал позволяет осуществлять многочисленные упражнения, помогающие ребенку развивать свой интеллект путем различения и классификации различных чувственных признаков предметов.
В п. 2.6. ФГОС ДО указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей : а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие». Как показала практика, сенсорное развитие, не только является основой общего умственного развития ребенка, но и имеет, в значительной степени, прикладное значение, поскольку полноценное восприятие внешних свойств предметов необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
При помощи данного пособия дети запоминают фигуры и символы не только визуально. Они запоминают их форму, вспоминая тактильные ощущения, которые испытали во время игр. Проводя обследование предметов разной формы с завязанными платком глазами, ребенок производит движение рук по предмету, что позволяет сформировать представление в пространстве о той или иной фигуре. Также, распознавая тот или иной символ по правилу слева – направо, ребёнок запоминает написание символа.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание мира. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Дидактическое пособие используется с целью развития сенсорного восприятия и формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Работа с пособием способствует решению задач познавательного воспитания дошкольников.
• Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку.
• Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.
• Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).
• Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
• Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10).
• Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.
• Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один…
• Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.
• Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету.
• Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений).
• Разбивать множества на части и воссоединять их.
• Устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества.
• Сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
• Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
• Воспитывать творческую самостоятельность.
• Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.
• Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.
• Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около).
Целевая аудитория
Дидактическое пособие «Сенсорные фигуры и символы» может быть использовано в работе с детьми дошкольного возраста в возрасте с 3 до 7 лет в зависимости от уровня сложности.
Описание пособия «Сенсорные фигуры и символы»
Дидактическое пособие представляет собой набор карточек, выполненных из бархатистого, тактильно приятного картона, на который наклеены объемные цифры от 1 до 10 в двух экземплярах, знаки «больше», «меньше» и «равно»; набор карточек, с выложенными плоскими геометрическими фигурами одинаковых размеров (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Также имеется набор объёмных фигур разных размеров : куб 2 шт. - (грани 4 и 9 см., пирамида 2 шт. - (грань 5 и 10 см., шар 2 шт. – (диаметры 3 и 8 см., параллелепипед 2 шт. - (5 и 10 см., элипсоид 2шт – (длина 5 и10 см, платок, картинки с заданиями для работы с множествами.
Описание приемов работы с дидактическим пособием
«Сенсорные фигуры и символы»
В зависимости от уровня сложности приёмы работы с дидактическим пособием «Сенсорные фигуры и символы» предполагает несколько видов игр, продолжительность каждой игры зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Условно можно выделить несколько этапов:
Этап
работы Содержание Приемы работы
Ознакомительный этап. На первом этапе детям предлагается ознакомиться с содержимым пособия, (потрогать, погладить, рассмотреть все фигуры и цифры). На этом этапе ребенок получает первичные сенсорные ощущения, у ребенка начинают складываться представления о свойствах фигур, правильном написании символов.
Первичное обследование проходит по показу педагога или самостоятельно, последовательно вынимается и рассматриваются картинки, взрослый раскладывает их на столе, предлагает ребенку рассмотреть их.
Взрослый голосом и интонацией выделяет свойства фигур, их разнообразие.
Внимание ребенка привлекается и удерживается за счет нескольких видов сенсорной стимуляции (зрительная, тактильная, двигательная). Воспитатель раскладывает на столе карточки с фигурами, цифрами в соответствии с возрастной категорией детей. (Все фигуры, цифры от 0 до 5, либо от 0 до 9, знаки больше, меньше и равно - старшая и подготовительная группа детского сада). Предлагает потрогать, внимательно рассмотреть.
Этап ознакомления с видами фигур На втором этапе ребенок учится сравнивать фигуры (большой, маленький, высокий низкий)
Взрослый предлагает поиграть в игру и объясняет правила, если участник хорошо справляется с заданием, предлагает выполнить то же самое с завязанными глазами.
Воспитатель, взаимодействуя с ребёнком, использует следующие приемы:
• показ,
• рассказ,
• ободрение,
• одобрение,
• беседа,
• наблюдение.
Дидактические упражнения (усложнять можно, завязывая глаза платком) :
• найди пару (фигуры и цифры,
• катается и не катается,
• плоские и объёмные фигуры,
• что пропало,
Этап закрепления и расширения представлений детей о фигурах и символах. На третьем этапе взрослый активно использует подгрупповую работы с детьми. Детям предлагаются различные упражнения, направленные на закрепление и возможного развития новых сенсорных представлений.
Можно использовать и такие формы работы, как соревнование, дидактическая игра, определение сколько заняло времени данное занятие. • показ,
• рассказ,
• ободрение,
• одобрение,
• беседа,
• наблюдение,
• дидактические упражнения :
«Значение символов», «Разложи число на два меньших», «Составь цифры по порядку от 0 до 5; от 0 до 9» в зависимости от возрастной группы (соревнование кто быстрее, «Придумай задачку», «Больше – меньше», «Ориентируемся в пространстве».
Здесь взрослый побуждает детей самостоятельно придумывать игры и задания, выполнять их вместе со сверстниками.
Этап систематического обучения На этапе систематического обучения дети самостоятельно придумывают друг другу задания и выполняют их.
Новизна опыта состоит в творческом переосмыслении целей и задач, решаемых с помощью разработанного М. Монтессори сенсорного материала, и создании авторского пособия из подручных материалов. В сенсорном материале Монтессори представлены самые разные воспринимаемые качества вещей — форма, цвет, размеры, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и др., причем данные качества как бы «очищены», «изолированы» от самих предметов. В каждом предмете выделено именно то качество, на котором нужно зафиксировать детское внимание, и отброшено все лишнее, отвлекающее от данного качества. Так, например, для различения высоты или объема используются просто цилиндры или призмы, убывающие в размерах (а не домики или грибочки); для различения формы — плоские геометрические фигуры; для различения цвета — простые таблички из цветной бумаги или цветного шелка. Разработанный нами сенсорный материал опирается на принципы, предложенные в методике М. Монтессори и направлен на развитие сенсорного восприятия и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Возможность тиражирования опыта
Данное дидактическое пособие является эффективным методом усвоения детьми сенсорных эталонов. С помощью игры «Сенсорные фигуры и символы» можно научить ребенка восприятию основных свойств фигур и символов, а также самостоятельно описывать их свойства.
Описание приемов работы с пособием и основных этапов деятельности является целесообразным для всех специалистов, работающих в сфере дошкольного образования, так как разработано в соответствии с основными дидактическими принципами воспитания и обучения.
Наличие данных об эффективности, результативности.
Практический опыт работы с дошкольниками от 3 до 7 лет показывает, что дидактическое пособие «Сенсорные фигуры и символы» способствует не только развитию математических способностей. Проходят соревновательные мероприятия, что стимулирует физическое развитие. Описание, рассуждение, развитие мелкой моторики (путём распознавания, движения кончиками пальцев по бусинам) стимулирует развитие речи, что существенно влияет на социально - коммуникативные навыки ребенка. Появляется уверенность в себе.
Конспект НОД по познавательному развитию
для детей старшей группы
Тема: «Помогаем числу «5»!»
Цель: познакомить детей с составом числа в пределах 5
Задачи:
- обучающие: закрепить прямой и обратный счет до 10, «соседей» чисел;
закреплять умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки;
- развивающие : развивать логическое мышление, память, воображение.
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес, умение играть сообща.
Возрастная группа: старшая
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: ситуативно-деловая форма общения, совместно-последовательная модель сотрудничества; помощь ребенка старшего возраста.
- средства обучения и воспитания:
дидактическое пособие «Сенсорные фигуры и символы», наклейка «5» для детской одежды, кепочка с цифрой «5»
- предметно-практическая среда: размещение пособия в центре познания для организации самостоятельной деятельности детей
Ведущая образовательная область: познавательная деятельность.
Примерный сценарный план
Этапы деятельности Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей
Мотивационно-
побудительный Сюрпризный момент. В группу входит ребенок из подготовительной группы (Число 5) и сообщает, что его зовут Число 5, и он хочет познакомиться и поиграть с детьми, которые хорошо считают! Дети соглашаются поиграть
Основной этап Число 5: Из страны Арифметики со мной пришли к вам мои друзья, цифры! Но случилось так, что пока мы спешили, они запутались, кто на каком месте должен стоять. Помогите расставить нас по порядку!
Число 5: Это же моя младшая сетренка – Пятерочка! Я ее с закрытыми глазами узнаю! А вы узнаете? Кто хочет попробовать?
Ребёнок выходит, ему завязывают глаза платком, из всех карточек он должен найти карточку с цифрой 5. После того как нашёл, выкладывает по порядку числа от 0 до 5.
Воспитатель: Число 5, а мы с остальными ребятами тоже тебя и твою сестру уже знаем! Давайте напишем её в воздухе (палочка, кружок, хвостик).
Пока дети рисуют в воздухе, Число 5 незаметно выходит из группы с карточкой «5».
Воспитатель: Ребята, а куда делся наш друг, число 5? Куда он пропал? Что же делать? Можно ли из тех чисел, что у нас остались на карточках собрать число 5?
Входит Число 5, благодарит детей, проверяет примеры, добавляет ответ – «5».
Ответы детей:
Число 5: Спасибо, вы нашли меня! За это мы с вами поиграем в игру «Считай дальше» Мы с вами встанем в круг и будем передавать волшебный шар. Передаём друг другу шар и считаем до десяти! И обратно!
Молодцы, вы отлично справились!
Число 5: Мне так нравится с вами играть! А я вам нравлюсь? Мне кажется я самое большое число в мире!
Воспитатель: правда, ребята? Нет больше 5 числа? Хотите проверить? Используются картинки, по которым сравнивается количество предметов, и ставится соответствующий знак. Ребенок называет количество предметов слева, ставит цифру, количество справа, между цифрами устанавливает соответствующий знак «больше», «меньше» или «равно».
Число 5. Точно, вы и вправду хорошо считаете, ребята! Мне очень понравилось с вам играть! Но мне уже пора возвращаться в страну Арифметику. А вам оставляю своих друзей – числа! Дети раскладывают карточки по порядку, находят карточку с цифрой «5».
Желающим поиграть детям завязывают глаза. Они наощупь ищут карточку с цифрой «5». Ребенок – Число 5 помогает детям, в случае затруднений.
Дети с воспитателем «пишут» в воздухе
Дети собирают число 5 с помощью 1,2,3,4, складывая примеры 1+4=, 2+3=
Дети упражняются в прямом и обратном счете.
Рефлексивный Ребята, вам понравилось играть с числом 5? Вы справились со всеми заданиями? Было ли вам сложно? Как вы справлялись с трудностями? Где в нашей группе мы можем найти место подарку? Ответы детей, самостоятельная деятельность с цифрами