Венера Алькова
НОД по познавательному развитию «Государственные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывная образовательная деятельность по
познавательному развитию в старшей группе на тему:
«Государственные символы России»
Подготовил:
воспитатель
первой квалификационной категории
Алькова В. В.
2017г.
Цель: Закреплять и расширять знания детей о государственной символике (герб, флаг, гимн)
Задачи:
Образовательные: Учить детей правильно называть государственные символы России. Углублять представление детей о России, как о государстве, в котором они живут.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Государственные символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
Развивающие : Развивать способность выражать сочувствие и желание проявлять эмоциональную поддержку и помощь людям; способствовать развитию связной речи; расширять кругозор; поддерживать познавательный интерес к истории страны.
Воспитывающие: Воспитывать патриотические чувства; любовь к Родине; уважение к флагу, гербу, гимну России.
Оборудование: карта России, иллюстрации с изображением герба и флага России.
Воспитатель: Дети, назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.
Дети: Мама, папа, бабушка, дедушка, друг, детский садик.
Воспитатель: Да, правильно. Но вы забыли назвать ещё одно слово. Его вспомним, если правильно разгадаем кроссворд.
Загадки.
1 Течёт, течёт, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река)
2 В этой букве нег угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла. (буква О)
3 Живёт в лесу работник
Лесной носатый плотник. (Дятел)
4. Оно для каждого свое,
И до него другим нет дела.
С рожденья мне дано мое,
И я о том не пожалела. (имя)
5. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий! (небо)
6 Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит.
Это доктор. (Айболит)
Дети все вместе читают по слогам это слово- РОДИНА.
Воспитатель: - Ребята, а что такое Родина?
Дети: - Родина- это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом. Здесь живут наши друзья. Здесь нам тепло и уютно.
Дети читают стихотворение.
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2. В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок… и я.
Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о Родине?
«Человек без Родины, что соловей без песни».
«На чужой стороне и весна не красна».
«Где родился, там и сгодился».
«Одна у человека мать — одна и Родина».
«Нет земли краше, чем Родина наша»
«Жить — Родине служить».
Воспитатель: А как называется наша страна?
Дети: Россия!
Воспитатель: Давайте нашу страну покажем на карте.
Дети отмечают, что наша страна- самая большая, занимает большую территорию, самая красивая.
Ребё нок:
Как велика моя земля!
Как широки просторы
Озера, реки и поля.
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна –
В другом снега и вьюга!
Воспитатель: Ребята, а вы любите свою Родину?
Дети: Да, любим!
Воспитатель: А что значит любить Родину?
Ребё нок: Это значит: знать её, как знать о тех кого мы любим, стараться всё сделать для неё, чтобы ей было хорошо. Защищать, когда ей трудно, как встают на защиту друг друга близкие люди в трудную минуту.
Воспитатель: Были ли у нашей Родины моменты, когда требовалось защищать её?
Дети: В этом году, 9 мая, вся наша страна будет отмечать 72- годовщину Победы над Германией.
Воспитатель: А что люди могут сделать для своей Родины?
Дети: Хорошо учиться, трудиться, защищать её.
Воспитатель: В России живут люди разных национальностей, но всех нас можно назвать одним словом. Каким?
Дети: Россияне!
Воспитатель: А какие ещё страны вы знаете?
Дети: Англия, Франция, Германия и т. д.
Воспитатель: В Англии разговаривают на английском, во Франции - на французском, в России - на русском. А как же ещё отличить одну страну от другой?
Дети: У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы.
Воспитатель: Назовите эти символы.
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: У меня на стенде вы видите иллюстрации с изображением гербов разных стран. Сейчас вы должны найти герб России.
Столица России – Москва. Здесь работает правительство. На здании правительства находится герб нашей страны. Что вы видите на гербе?
Дети: Мы видим двухглавого орла и всадника. Орёл с двумя головами и приподнятыми крыльями.
Воспитатель: На что похожи крылья орла?
Дети: На солнечные лучи.
Воспитатель: Почему на гербе России изображён орёл?
Дети: Орёл на гербе обозначает силу. Это значит, что наша страна – Россия сильная и непобедимая. Я очень горжусь своей страной!
Воспитатель: Но почему у орла две головы?
Дети: Наша страна – самая большая страна в мире. Одна голова смотрит на Запад, вторая на в Восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.
Воспитатель: А что находится в лапах орла?
Дети: В одной- шар, наша держава, а в другой- посох, а сверху герба видим корону.
Воспитатель: Что означает корона?
Дети: Это означает, что Россией в далёкие времена правил царь, а сейчас у нас главой государства является президент.
Воспитатель: Кто ещё изображён на гербе?
Дети: Всадник с копьём, он побеждает дракона. Добро победило зло.
Воспитатель: Где ещё можно увидеть изображение герба? (дети рассматривают изображение герба на документах, на паспорте, на денежных знаках. На копейках изображение Георгия с копьём. От слова копьё произошло название- копейка)
Дети читают стихотворение:
У России величавой
На гербе орел двухглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.
Воспитатель: А сейчас давайте с вами найдём Российский флаг. Из чего состоит флаг?
Дети: Из полотнища и древки.
Воспитатель: Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага?
Дети: Белый, синий, красный цвет.
Воспитатель: Что вам напоминает белая полоса на флаге?
Дети: Берёзы, снег, облака, ромашки на лугу….
Воспитатель: Что означает синий цвет?
Дети: Это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападёт.
Воспитатель: Что вам напоминает синяя полоса?
Дети: Небо, реки, озёра, моря….
Воспитатель: Что означает синий цвет?
Дети: Это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её.
Воспитатель: А красная полоса?
Дети: Цвет огня, солнца, тепла. Это кровь, пролитая за Родину.
Воспитатель: Где можно увидеть флаги?
Дети: На домах правительства, на кораблях, в руках спортсменов, на праздниках, во время Олимпийских игр, по флагам можно определить какие страны будут участвовать в соревнованиях.
Дети читают стихотворение:
Флаг России.
Он трехцветный, гордый, яркий и заметный.
Выше флаг держи, Россия!
Ты должна быть самой сильной!
В гости к детям приходит Незнайка. Дети просят его сказать, как называется его страна, его Родина.
Незнайка: Моя страна так и называется- страна Незнаек.
Дети: Покажите, пожалуйста, вашу страну на карте.
Незнайка: Такой страны нет на карте, потому что она сказочная.
Воспитатель: Незнайка, а ты гражданин своей страны?
Незнайка: А что такое быть гражданином России?
Дети: Это значит жить надо в нашей стране. Жить интересами общества, не делать ничего плохого.
Незнайка: Дети, какие вы молодцы, всё знаете. А хотите со мной поиграть? Я тоже запомнил ваш флаг. Сейчас, кто быстрее выложит на магнитной доске из полосок бумаги государственный флаг России?
Незнайка ошибается, дети поправляют его.
Незнайка прощается с детьми и уходит.
Воспитатель: Третий отличительный символ- гимн. Гимн- это торжественная песня страны. Её граждане встают, когда звучит гимн и слушают его стоя.
(Воспитатель включает запись гимна, все встают)
Воспитатель: Что мы с вами сейчас слушали?
Дети: Гимн России.
Воспитатель: Когда исполняется гимн России?
Дети: В торжественных случаях, в знак уважения к стране.
Воспитатель: Где можно услышать гимн государств?
Дети: Каждое утро с гимна начинается новый день, его можно услышать на спортивных соревнованиях, в момент награждения.
Воспитатель: Дети, подрастая вы будете изучать историю своей страны, вы узнаете много нового о ней. Будете стремиться, став взрослыми, своими делами прославлять нашу Родину.
Список литературы.
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. - М. : Просвещение, 2008. - 67 с.
2. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками Е. А. Алябьева. - М. : Вече, 2003. - 128 с.
3. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России : учеб. -метод. пособие / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. - М. : Издательство Скрипторий, 2008. - 112 с.
4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 234 с.
5. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? / Л. А. Кондрыкинская, - М. : ВЛАДОС, 2004. - 98 с.