Кондратьева Дина
Дидактическое пособие «Чудо-дерево» и пальчиковые игрушки из фетра
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие и пальчиковые игрушки из фетра
Всем нам не понаслышке известно, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи растет. Причин развития данных нарушений очень много, это и загрязненная атмосфера, и патологии внутриутробного развития.
И, даже если ребенок не страдает от какого-то речевого дефекта, у малыша чаще всего беден лексический состав речи или он не умеет грамотно построить предложение. Это происходит потому, что современным родителям не хватает времени на общение со своим ребенком.
Дети и сами стали меньше говорить, потому что больше смотрят телевизор, играют на компьютере.
Публикация «Дидактическое пособие „Чудо-дерево“ и пальчиковые игрушки из фетра» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Современные логопеды и нейро-психологи единодушны в том, что развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на развитие речи.
СЛАЙД 2
Еще Сухомлинский писал, что речь ребенка находится на кончиках его пальцев. Следовательно, одним из первых этапов развития речи является развитие ММР. А дети в наше время очень редко что-то делают своими руками, т. к. современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики рук. Поэтому целенаправленное развитие моторики следует начинать в самом раннем детстве.
В связи с тем, что в нашей группе, 2 младшей, есть детки с нарушениями в речевой сфере и тем, что темой моего самообразования является сенсорное развитие детей, было решено в первую очередь заняться развитием ММР.
А т. к. ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра, я решила развивать ММР, и, следовательно, речь детей, с помощью фетровых панно - основы «Чудо дерево» и пальчиковых игрушек.
СЛАЙД 3
Данное пособие является совокупностью дидактической и словесной игры, но в отличие от дидактической игры, охватывает многообразие различных игр, а в отличие от словесно-речевых игр - имеет наглядность.
Почему из всего многообразия материалов я выбрала фетр?
Фетр не распускается, не боится воды, грязи, он долговечен. К тому же каждый лист фетра отличается по толщине, длине ворса, мягкости, цвету, что позволяет детям, помимо всего прочего, еще и обогащать чувственный опыт.
Пособие является безопасным, т. к. не содержит колющие, режущие элементы, изготовлено из фетра, металлических кнопок и пластиковой основы; не вызывает агрессивную реакцию детей.
Оно расположено на стене, на уровне глаз детей, в соответствие с требованиями СанПиНа, дети могут свободно подойти и выполнить любые игровые действия. Также, при необходимости, его можно снять.
СЛАЙД 4
Цель использования панно: создание условий для развития любознательности, физической, познавательной и речевой активности детей младшего дошкольного возраста в процессе работы с пальчиковыми игрушками из фетра.
СЛАЙДЫ 5, 6
Данное пособие позволяет решить следующие задачи:
1. Развивать монологическую и диалогическую речь, мышление, память.
2. Познакомить детей с разными объектами живой и неживой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
2. Учить определять состояние погоды (холодно, тепло, идет дождь, знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег, идет дождь, распустились цветы).
3. Развивать познавательные способности детей, интерес, любознательность воображение и творческую активность, актерские способности.
4. Обогащать и уточнять знания детей о жизни животных в лесу, называть отличительные особенности внешнего вида.
5. Формировать математическиепредставления (слева – справа, вверху – внизу, больше – меньше, арифметические действия и др.)
6. Побуждать детей к физической активности, способствовать развитию крупной и мелкой моторики.
СЛАЙД 7
Данное дидактическое пособие настолько универсально, что его можно включить в любую непосредственно-образовательную деятельность и режимные моменты.
Речевое развитие Составление описательных рассказов, сказок, обыгрывание отдельных сюжетов. Знакомство с новыми объектами и их названиями.
Познавательное развитие Получение экологических знаний, математических представлений – счет листочков, снежинок, облаков, насекомых, животных, закрепление основных цветов; ориентация в пространстве, решение задач, порядковый счет; развитие и закрепление конструктивных способностей детей
Художественно-эстетическое развитие Получение эстетического удовольствия от рассматривания дерева, от ярких цветов
Физическое развитие Развитие мелкой и крупной моторики
СЛАЙД 8
Методическая ценность пособия состоит в том, что в соответствии со временем года, «Чудо-дерево» может быть летним, осенним, зимним и весенним. На дереве появляются: весной – цветы и листья, летом – листья и фрукты, осенью – разноцветные листья, зимой – снежные шапочки
Такое дерево является наглядной иллюстрацией сезонных изменений «дерево времен года». Можно обсудить, почему «Чудо-дерево» было всё в снегу, а сейчас распустились цветы? Почему осенью листочки желтые? и т. Д.
Непосредственное рассматривание помогает закрепить части дерева и уточнить такие понятия, как «крона», «макушка», «ствол», «плод».
Ощутимый результат приносит использование пособия в индивидуальной работе с детьми.
СЛАЙД 9
Также панно дополнено пальчиковыми игрушками, которые позволяют отразить, например, сезонные изменения в жизни диких животных и насекомых. (Зимой в лесу не может появиться медведь, еж и стрекоза, летом заяц не может быть белым).
СЛАЙД 10
Кроме этого, панно можно использовать в театрализованной деятельности, в качестве декорации для разыгрывания сцен из жизни диких животных и насекомых или знакомых детям сказок и рассказов.
СЛАЙД 11
Также мы используем пальчиковые игрушку в конструктивной деятельности для обыгрывания построек
СЛАЙД 12
Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия «Чудо-дерево»
• Назови каждый предмет.
• Назови предметы одним словом (животные, насекомые)
• Что лишнее? (заяц не сидит на дереве, летом снежинок не бывает и т. п.)
• Прикрепи на дерево зеленые листочки
• Сними с дерева желтые листочки
• Какая снежинка – теплая или холодная?
• Назови цвет
• Чего не стало?
• Покажи ствол дерева
• Покажи веточки дерева
• Определи с закрытыми глазами – что за предмет (снежинка, капелька)
• Кто не спит в лесу зимой?
• Какая окраска у зайца летом?
• Назови насекомых, которых ты видишь?
• Когда это бывает?
• Назови (и прикрепи) приметы весны (осени, зимы, лета)
• Что изменилось?
СЛАЙД 13
Данное пособие помогает детям нашей группы развиваться в направлениях, предусмотренных целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Благодаря ему:
• Ребенок учится проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; учится выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
• ребенок развивает воображение, которое пытается реализовать в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
• ребенок активноовладевает устной речью, учится выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он овладевает основными движениями, учится контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; учится наблюдать, экспериментировать.
Данное пособие я планирую использовать до подготовительной группы, усложняя задачи его использования и увеличивая количество и разнообразие пальчиковых игрушек.
СЛАЙД 14
В группе помимо пособия «Чудо-дерево» уже сделано пособие «Аквариум», «Волшебная варежка». В процессе изготовления математическая дидактическая игра «Улитка», которая поможет детям закреплять порядковый счет, количественное значение числа, пространственные предлоги.
СЛАЙД 15, 16
Также я планирую расширять развивающую предметную среду с помощью различных дидактических пособий из фетра.
Кроме этого будет расширен пальчиковый театр, куклы по сказкам.