Ольга Бердова
Дидактическое пособие «Чудо-дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Чудо-дерево»
Игра - это наиболее доступный и ведущий для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. А интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Поэтому подбор игр для детей – это очень ответственный момент для каждого педагога. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Публикация «Дидактическое пособие „Чудо-дерево“» размещена в разделах
Слайд № 1
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет
в мире игры, сказки, музыки, фантазии,творчества. Без этого он засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
Наглядно дидактическое пособие предназначено для ознакомления ребенка с определенными понятиями, предметами и характеристиками. Однако затем следует материал закрепить и ввести его сферу используемых понятий. Для этого также требуются яркие и запоминающиеся пособия.
Чтобы ребенок лучше запомнил изучаемую информацию и усвоил ее, требуется привлечь его внимание. Именно наглядность позволяет привлечь внимание ребенка, обеспечивает сосредоточенность, что в свою очередь позволяет ему легче усваивать материал и лучше его запоминать. Наглядность пособий воздействует не только на память. Благодаря яркости образов ребенок создает аналогии, которые понятны конкретно для него.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму», гласит китайская притча.
Учитывая это и опираясь на материал, с которым мы познакомились на методическом объединении в Усть-Лабинске по теме «Развивающие игры в детском саду», решили, что данные игры обязательно должны пополнить нашу предметно-пространственную среду.
Слайд № 2
Первым я сделала коврограф, затем "Чудо-дерево", но а куклу мне захотелось сделать, вспомнив игры с бумажными куклами из своего детства.
Все эти пособия является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляций с этими образами, содержит в себе все принципы дидактики, соответствует познавательным запросам современных детей.
Вот поэтому пришла идея создать такие яркие, запоминающееся пособия. Но сегодня, более конкретно, я хочу познакомить вас с "Чудо-деревом».
Слайд № 3
«Приходите в детский сад,
В нашей группе у ребят,
У веселых дошколят,
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
И листочки на нем,
И птицы на нем,
И заданья для ребят
Выполнять их каждый рад.
Чудо – дерево живет в нашей группе не так давно. Но всем успело понравиться и прижиться в нашей группе.
Слайд № 4
Актуальность этих пособий в том, что они имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Ценность данных пособий в том, что онимногофункциональныи практичны. Могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуют развитию творчества, воображения, мышления. Их можно использовать одновременно группой воспитанников в образовательной деятельности (в том числе с участием взрослого как играющего партнера, так и в самостоятельной и совместной деятельности.
Представляет собой дерево, на которое прикрепляются различные модули, в зависимости от заданий работы с ним.
Слайд № 5
Его можно использовать во всех образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие: формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками. Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам.
Познанавательное развитие: продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей. Помогать обследовать предметы, выделяя цвет, величину, форму. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название ( например: листочек красный, листочек зеленый, листочек желтый). Формировать умение называть свойства предметов (яблоко зеленое, сладкое и т. п.).
Формирование элементарных математических представлений: привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много-один (один-много). Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: учить детей называть цвет, сравнивать предметы (яблоко красное, яблоко зеленое, яблоко желтое, подбирать предметы по тождеству (найди такой же листочек).
Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе: осенью листья становятся желтыми и красными, созревают овощи и фрукты. Зимой на деревьях нет листочков, падает снег, можно лепить снеговиков, рассматривать снежинки. Весной на деревьях появляются первые листочки, цветочки. Летом на деревьях зеленые листья, на травке цветут цветочки.
Речевое развитие. Предлагать отдельные предметы (листочки, снежинки и др.) для самостоятельного рассматривания в качестве наглядного материала. Рассказывать детям о них, побуждать детей к общению друг с другом. Активизировать словарь детей. Побуждать составлять творческие рассказы. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету.
Художественно-эстетическое развитие. Развивать творческую фантазию, эстетическое восприятие. Рассматривать с детьми изображенное дерево, обращать их внимание на то, какое оно красивое, яркое, аккуратно сделано.
Слайд № 6
Работая с данным пособием, мы можем использовать различные современные образовательные технологии: игровая, технология сотрудничества, мнемотехника, сказкотерапия, технология активного слушателя, технология творческого рассказа и т. д.
Такие пособия практичны, потому что сделаны из прочного материала (фетр, фанера, мобильны. Можно постоянно дополнять новыми модулями, как самим воспитателям, так и совместно с детьми. Очень выигрышно смотрятся в игровом пространстве. Что, по моему мнению, полностью соответствует современным требованиям при создании предметно-пространственной среды.
Слайды № 7-12
Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия «Чудо-дерево»
1. Дидактическая игра : «С какой ветки эти детки?»
Цель:
Закреплять умение детей зрительно находить реальные изображения листьев и плодов, соотносить их с контурным и силуэтным изображением. Развивать целостное восприятие.
Содержание игры:
1. Предложить детям собрать плоды (семена) и листья с дерева, подобрать к ним силуэтные изображения, по силуэтам найти контуры (контур плода и листа изображены вместе, затем наложите реальное изображение плода и листа на контур. 2. На листе бумаги изображены силуэты осенних листьев. Предложить детям подобрать к силуэтам реальные изображения листьев. Затем к листьям найти плоды (семена, обвести их контур рядом с листьями и раскрасить.
2. Дидактическая игра : «Какой месяц пропущен?»
Цель:
Вызвать у детей интерес к решению поставленной задачи. Учить детей путем зрительного и мыслительного анализа цветных секторов времени года находить и называть закрытый месяц, на основе соотнесения его названия с цветным обозначением. Закреплять знания детей о последовательности месяцев времени года. Упражнять в умении различать светлые и темные оттенки основных цветов.
Содержание игры:
Рассмотреть с детьми круг с цветными секторами времен года. Предложить детям назвать цвет времени года и оттенки цветов, обозначающие каждый месяц. Затем дети закрывают глаза, в это время ведущий закрывает один из цветных секторов белой бумагой. Дети открывают глаза и определяют время года и месяц закрытого сектора.
3. Дидактическая игра : «Так бывает или нет?»
Цель:
Развивать логическое мышление, умение замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает. Закреплять умение обобщать понятие фрукты. Учить классифицировать косточковые и семечковые фрукты.
Содержание игры:
Солнце печёт, липа цветёт. Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)
Посмотрите внимательно на дерево и скажите, какая часть дерева обозначает лето.
Почему так думаете?
Что за плоды созрели на нем?
Растут ли они на дереве одном?
Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?
Предложить детям внимательно рассмотреть плоды, назвать их одним словом (фрукты) затем все перечислить (яблоко, груша, вишня, абрикос).
Ответить на поставленные вопросы. Исправить ошибки.
На дереве выросли яблоки, как называется дерево? (яблоня)
Если на дереве выросли груши, то дерево называется? (груша) и т. д.
Затем предложить детям собрать в одну корзинку косточковые фрукты, а в другую семечковые фрукты.
4. Дидактическая игра :«Что где?»
Цель:
Упражнять в умении правильно ориентироваться в микропространстве, дифференцировать понятия вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между. Развивать умение рассуждать, аргументировать свои ответы.
Содержание игры:
1. Ведущий показывает картинку с изображением предмета, ребенок рассказывает, где на дереве находится этот предмет, относительно себя.
2. Предложить ребенку назвать все предметы, которые находятся на дереве (вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между).
5. Дидактическая игра : «Составь рассказ»
Цель:
Побуждать детей к составлению рассказа о временах года. Учить детей составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию. Развивать у детей речевую активность, зрительную память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Содержание игры:
Предложить детям выбрать на дереве игровое поле с одним из времен года. Подобрать к данному времени года картинки и предметы, отражающие сезонные изменения в природе, разложить и развесить их на дереве. Предложить детям с помощью опорных картинок выстроить мнемодорожки на магнитной доске. И затем уже составить рассказ – описание по данному времени года.
6. Дидактическая игра : «Узнай по описанию»
Цель:
Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.
Содержание игры:
День сегодня необычный, удивить хочу я вас.
В приключение большое мы отправимся сейчас.
Как у наших у ворот чудо-дерево растет.
Дети все на свете знают, что каким у нас бывает.
Перед началом игры можно обговорить о каком времени года пойдет речь, или же ведущий (воспитатель или ребенок) сам называет время года, а затем уже дает описание предмета, не называя его, остальные дети, молча на листочке бумаги рисуют отгадку. Кто первый правильно отгадал и схематично нарисовал загаданный предмет, находит его в коробке, вешает (кладет) на игровое поле и становится ведущим.
7. Дидактическая игра : «Когда – это бывает?»
Цель:
Закрепить представления детей о последовательности изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года. Формировать умение находить картинки с изображением признаков времени года. Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, быстроту мышления.
Содержание игры:
1. Воспитатель дает короткое описание времени года в прозе, стихах или загадках, дети их отгадывают, и выбирают картинки, и предметы с изображением соответствующих признаков времени года развешивают или раскладывают их на игровое поле.
8. Игра «Какие, птицы прилетают на участок»
Цель: знакомство с зимующими птицами.
На прогулку мы пошли
Вон и голуби, смотри
Воробей, синица
А это, что за птица?
9. Игра «Какая погода?».
Цель: расширять представления детей, о природных явлениях.
10. Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много
Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Воробей – воробьи – воробьев сорока – сороки – сорок
Синица – синица – синиц ворона – вороны – ворон
Снегирь – снегири – снегирей дятел – дятлы – дятлов
11. Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. (Снегирь синичка дятел, сорока)
12. Игра «Какая снежинка – теплая или холодная?»
Цель :Развитие представлений о превращении льда в воду.
13. Игра Назови цвет»
14. Игра «Чего не стало?»
15. Игра «Покажи ствол дерева» и т. п.
Слайд № 13
Само по себе «чудо-дерево» выглядит очень эстетично и является украшением группы. Со сменой времен года меняется и облик нашего дерева. Зимой – оно белое, без листвы, украшенное снежинками, кистьми рябины, а под деревом располагаются снеговики. На кормушку прилетают птицы: снегири и воробьи. Весной (когда начинают цвести плодовые деревья)на дереве появляются почки, затем розово-белые цветы и зеленые листики. Летом цветы перемещаются на грядку. А осенью на грядке созревает урожай овощей, а на дереве появляются желтые и красные листья и фрукты – либо яблоки, либо груши. Все зависит от фантазии воспитателя.
А сейчас я предлагаю вам окунуться в детство, и немного поиграть. Вы сказки любите? Сегодня мы с вами будем настоящими сказочниками, придумаем свою сказку про чудесный, сказочный лес, в котором происходят необычные превращения. (Выбираю три воспитателя для участия в сказке).
Готовы слушать мой рассказ? Ну тогда слушайте внимательно, а если понадобиться ваша помощь, то пожалуйста помогите нам.