Получи документы

Дидактический материал для 6-х классов к урокам русского языка

Ирина Бойко
Дидактический материал для 6-х классов к урокам русского языка
▼ Скачать + Заказать документы

Важный путь повышения качества урока – рациональное использование учебного времени. Полное использование всего времени на уроках достигается в упорной и целенаправленной учебной работе каждого ученика, в его учебе с интересом и увлечением. Как вызвать интерес учащихся и поддерживать его все 45 минут? Каждый из нас знает, что нельзя проводить весь урок в одном ключе, не меняя методов, приемов и форм работы. Необходимо чередовать в течение занятий виды деятельности учащихся. На своих уроках я использую дидактический материал. Готовясь к уроку, довольно часто приходится тратить много времени, чтобы подобрать его к уроку. Именно эта проблема и заставила меня заняться подготовкой дидактического материала к урокам. Материал расположен по принципу от простого к сложному, учитывает особенности учащихся.

Публикация «Дидактический материал для 6-х классов к урокам русского языка» размещена в разделах

Приставки, оканчивающиеся на гласный. Приставки, оканчивающиеся на согласный

А О

ЗА

НА

ПРА О

ПО

СО

ВО

ОТО

У

ОБО

ПОДО

ПРЕДО

ПЕРЕ

ПРО

ДО ОТ

ОБ

ПОД

НАД

В

С

ПРЕД

Задание 1.

Спиши, раскрой скобки, графически выдели приставки.

П. щадить, (ф,в)б. рать, (с,з)сгибать, п. р. т. реть, з. ст. лать, пр. д. ставить, (ф,в)торогод-ник,. т. брать, (ф,в)катить, (с,з)дание, (с,з)густок, пр. бабушка, на. пись, (ф,в)бить, (ф,в)тесаться, (с,з)горбленный.

Задание 2.

Распределите данные ниже слова в два столбика в зависимости от гласного звука, который вы будете обозначать, приставку выделите графически.

А О

З. хотеть,. чаровать, п. дцепить, п. читать, пр. шагать, з. шевелить, д. штриховать, з. щитить, пр. явить, з. городка, н. готовить, п. дготовка, н. гребать, з. громоздить, д. грызть, п. грузить, з. грустить, з. грязнить, пр. гулять.

Задание 3.

Проанализируй лингвистический материал, попытайся сформулировать орфографическое правило «Правописание приставок, оканчивающихся на З-С».

Без- – бес-

Воз- – вос-

Вз- – вс-

Из- – ис

Низ- – нис-

Раз- – рас- Безвыходный – бесформенный.

Возгордиться – воскликнуть.

Взбежать – вспорхнуть.

Издавать – истолковать.

Низвергать – нисходить.

Разжать – расширить. В – Ф

Г – К

Б – П

Д – Т

В – Х

Ж – Ш

Предлоги. Приставки.

Небо без звёзд ––>

Мотор без шума ––>

Достать из жара ––>

Образуется из пара ––> беззвёздное небо.

бесшумный мотор.

изжарить картофель.

испарение воды.

Задание 4.

Образуйте из предложенных словосочетаний с предлогом словосочетания без предлога, преобразовав предлог в приставку, помните о правильном написании приставок на З-С.

Ночь без сна, человек без страха, даль без предела, жидкость без цвета, роза без шипов, человек без чувств, переход без опасности, жизнь без печали, ребёнок без вины.

Какой вывод необходимо сделать, если сравнить правописание омонимичных предлогов и приставок?

Задание 5.

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, приставки обозначьте графически.

Ра. краска, ра. бег, во. ход, и. пуг, и. мерять, бе. церемонный, ра. дробить, и. бавить, ра. грузочный, и. следовать, ра. чёска, ра. дразнить, и. ранить, бе. волосый, бе. козырка, и. жарить, и. пепелить, и. лучать, ра. крутить, ни. падать, и. нос, и. мучить, во. стать, ра. гадка, ра. каз, во. пламенится, бе. кормица, в. весить, и. тлеть, бе. просветный.

Письменно ответьте на вопрос: «Зачем нужны знания фонетики»?

Задание 6.

От данных слов образуйте новые слова с приставкой С.

Делать ––> сделать.

Держать, бросить, давить, толкнуть, жульничать, горбиться, крутить, гореть, шить, дёрнуть, дать, глодать, жать, сыпать.

Внимательно рассмотрите примеры, попытайтесь сформулировать правило правописания приставок, используя знания фонетики.

Развить. Расфуфыренный. Бездна. Бестолковый.

Разбить. Распался. Низверг. Ниспадает.

Разгибаться. Раскаяться.

Воззвал. Восстал.

Извоз. Исчез.

.

Задание 7.

Выпишите из предложенных пословиц и поговорок слова с приставками, оканчивающиеся на З/С, графически обозначьте орфограмму.

• Бездушное слово сердце морозит.

• Глупый завяжет, а умный не скоро развяжет.

• Кто словами рассказывает, а кто руками показывает.

• В июле жарко, а расставаться с ним жалко.

• Дело право, лишь рассматривай прямо.

Задание 8.

Спишите, вставьте пропущенные буквы З или С, обозначьте графически приставки и правило.

Бе. сердечный, ра. сказ, ра. вод, и. возчик, чре. мерный, ра. сержен-

ный, ра. бег, во. ход, ра. ставание, и. пытание, ра. кат, бе. смертник, во. поминание, во. стание, во. звание.

Письменно ответьте на вопрос: почему в некоторых словах пишутся удвоенные буквы?

Желаю успеха!

Задание 1. И или Е

Распределите слова в два столбика, графически обозначить орфограммы «Чередующийся гласный в корне», «Правописание приставок».

Соб. раться, зам. рать. отп. реть, ст. рать, прот. рать, выж. гать. подж. чь, бл. стает, пост. лить, забл. стел, над. рёт, расст. лает, отт. реть, оп. реться, расп. рающий.

Задание 2.

Укажите, какая буква пропущена.

1 вариант.

1. Соб. рать автографы.

2. Соб. ру пазлы.

3. Доверие изб. рателей.

4. Переизб. рем председателя.

5. Уб. ри инструмент.

6. Бл. стать эрудицией.

7. Ослепительно бл. стеть.

8. Заж. гать иллюминацию.

9. Наст. лать паркет.

10. Выт. рать о траву.

2 вариант.

1. Подб. рать литературу.

2. Разб. раться в музыке.

3. Соб. русь в командировку.

4. Бл. стательный художник.

5. Бл. стящие надежды.

6. Оп. ршись на локоть.

7. Оп. раясь на трость.

8. Зам. рающие звуки.

9. Совершенно зам. рли.

10. Выб. ру направление.

Задание 3.

Образуйте от данных слов новые слова с приставками рас-, раз-, бес-, без-, нис-, низ-, ис-, из- .

Краска ––>рас краска.

Бег, ход, пугать, церемонный, дробить, следовать, дразнить, крутить.

Задание 4.

Спишите, вставьте согласные З/С, графически объясните орфограмму.

И. мучить, ра. гадка, ра. каз, бе. заботный, и. портить, во. пламенится, бе. кормица, и. тлеть, бе. просветный, и. целить, бе. численный, ра. валина, в. визгнуть, ра. лепить, бе. делье, в. бежать, ра. говор, ра. кол, ра. рыхлить, и. править, во. главить.

Задание 5.

Запишите слова в три столбика: в первый – слова с одной приставкой, во второй – с двумя, в третий – тремя. Обозначьте приставки и корни.

Безвкусный, поразмыслить, понавыдёргивать, безразмерный, выносить, поназачёркивать, занавеска, приободрить, предрасположение, принажать, обледенеть, беспосадочный, пробуждение, переоценка, переподготовка.

Задание 6.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте полный пунктуационный разбор предложения.

Хату и пышный ч. ртог и. б. раешь ты вольная птица домом св. им.

Задание 7.

Выпиши номера простых предложений.

1. Дунул ветер и сорвал листья с деревьев.

2. Было в башенке и светло, и тепло, и уютно.

3. Видишь, Валя, этот лес?

4. Горьковатый привкус калины смягчается, когда ягоды прихватит мороз.

5. По сообщениям синоптиков, завтра нужно ожидать потепление.

6. Спит вода, спит рыба, спят птицы, и только совы летают.

Желаю успеха!

Основа и окончание.

Задание 1.

Вспомним основные термины:

1. Раздел науки о языке, изучающий состав (строение) слова, называется …

2. Часть слова без окончания называется …

3. Морфема – это …

4. Корень, приставка, суффикс, окончание – это …

5. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетаниях и предложениях, называется …

6. Изменение слова по падежам и числам называется …

7. Система окончаний любого слова называется …

8. Морф – это…

9. Словообразование – это…

10. Праздник, празднику, праздником, о празднике – это

Задание 2.

Выделите в данных словах основу и окончание, после проделанной работы письменно составь правило определения окончания в любом слове, подумай, о чём необходимо помнить. Как при определении окончания тебе может помочь знания фонетики?

Парад, малина, гигантский, жюри, объединение, орфография, справа, печалит, лисий.

Задание 3.

Выпишите сначала имена существительные, которые имеют нулевое окончание, затем – остальные существительные. Обозначьте в них основу и окончание. Укажите синонимы.

У нас человек человеку – товарищ,

И брат, и соратник, и родич, и друг!

И, значит, как другу и брату, ты даришь

Плоды вдохновенья, труды твоих рук.

Задание 4.

Из данных предложений выпишите сначала разные формы одного и того же слова, а затем – родственные слова. Обозначьте в них основу и окончание.

1. Труд кормит, а лень портит.

2. В школе мы приобретаем трудовые навыки.

3. Все богатства на земле созданы трудом человека.

4. Мы все к труду готовы.

5. Будешь трудиться, будешь сыт.

6. Трудно бывает в начале пути.

7. Человек счастлив в труде.

8. Большинство трудоёмких работ сейчас механизировано.

Задание 5.

Формы одного и того же слова в русском языке в основном образуются с помощью окончания. Меняется окончание в слове – меняется и его грамматическая форма (грамматическое значение).

зеленоват ЫЙ – ед. ч., м. р., им. п.

ОГО – ед. ч., м. р. (ср. р., род. п.

ЫМИ – мн. ч., тв. п.

АЯ – ед. ч., ж. р., им. п.

УЮ – ед. ч., ж. р., вин. п.

ИХ – мн. ч., род. п.

Таким образом, аффиксы информируют нас о важных языковых характеристиках слова: о его лексическом значении, грамматических признаках, грамматической форме.

что текст построен по законам русского языка. Докажите это.

• Найдите предложения.

• Первое предложение разберите по членам предложения.

• Составьте словосочетание, разберите его.

• Приведите примеры разных частей речи из текста.

УТОЧНИМ:

1. Что такое окончание?

2. Чем окончание отличается от других морфем?

3. Для чего служит окончание?

4. Что такое нулевое окончание?

5. Как определить окончание в слове?

6. Все ли слова имеют окончание? Почему?

Задание 6.

Составить и записать предложения из данных слов. Обозначьте в них основу и окончание.

1. Ветерок, раскачивать, её, лёгкий.

2. К, земля, тяжёлый, рожь, наклоняться, колосья,

3. Уборка, завтра, начинать, урожай.

Задание 7.

1. В каком ряду во всех словах нулевое окончание?

1) Луна, свет, чёрт, луж.

2) Зелёная, красная, светлый, игривая.

3) Круч, ветер, папин, сургуч.

4) Справа, назад, гулять, пить.

2. В каком ряду во всех словах окончания обозначают форму женского рода, единственного числа, творительного падежа.

1) Широкая, парта, папа, вина.

2) Кругом, веером, советом, учебником.

3) Книгами, зимами, рябинами, клюквами.

4) Орфографией, телеграммой, террасой, синицей.

3. В каком ряду во всех словах окончание обозначает форму именительного падежа, среднего рода, единственного числа?

1) Праздное, малиновое, единственное.

2) Окно, пальто, жюри.

3) Было, сияло, снимало.

4) Трудно, холодно, свежо.

4. В каком ряду во всех словах чистая основа?

1) Рисует, играет, пылит.

2) Даль, свист, прах.

3) Бегать, кофе, снизу.

4) Кипуч, праздник, кафе.

Желаю успеха!

Публикации по теме:

Дидактический лексический материал «Золотая осень» Картинный материал по лексической теме " Осень". Осень бывает ранняя и поздняя. Раняя осень называется золотой. Красивое время года. Еще.

Дидактический материал для приобщения к экологической деятельности детей дошкольного возраста «Усадьба на окне» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного.

Дидактический материал к конструктору «Велькрошка» Методическое сопровождение к конструктору "Велькрошка" Знакомство Задачи: развитие мелкой моторики рук, ориентировка в пространстве, знакомство.

Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возрастаДидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста Автор: Тарара Серафима Вячеславовна воспитатель МБДОУ ДС № 3 «Вишенка».

Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности для дошкольников ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОБУЧЕНИЮ МЕРАМ И ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Материал для работы педагога с детьми. «Загадки по пожарной.

Дидактический наглядный материал «Семейное Чудо-дерево»Дидактический наглядный материал «Семейное Чудо-дерево» Воспитатель Идрисова Елена Викторовна МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №6» Дидактический наглядный материал.

Мастер-класс и дидактический материал для развития мелкой моторики «Цветные макароны»Мастер-класс и дидактический материал для развития мелкой моторики «Цветные макароны» Вам понадобиться: - 4 пластиковые бутылки 1,5 л; - гуашь 4-х цветов (желтый, красный, синий и зеленый); - 4 шнурка (такого же цвета, что.

Дидактический материал для проведения занятий с детьми с ОВЗДидактический материал для проведения занятий с детьми с ОВЗ Для проведения своих занятий как групповых так и индивидуальных я готовлю пособия (дидактический материал). Мои пособия соответствуют возрасту.

Примерный дидактический материал в речевом уголке Примерный дидактический материал в речевом уголке Задачи Дидактические пособия Дидактические игры 1. Формирование речевого дыхания «Рыбки»;.

Проект «Снегурочка» (дидактический материал)Проект «Снегурочка» (дидактический материал) При реализации проекта "Снегурочка" был разработан дидактический материал: "Математические пазлы" За основу взяла открытки СССР в которых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический материал для 6-х классов к урокам русского языка
Опубликовано: 16 ноября 2018 в 08:26
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактический материал для 6-х классов к урокам русского языка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бойко (УИ 1729841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД