Крутова Мария Владимировна
Дидактический материал для приобщения к экологической деятельности детей дошкольного возраста «Усадьба на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Охрана окружающей среды, бережное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.
Публикация «Дидактический материал для приобщения к экологической деятельности детей дошкольного возраста „Усадьба на окне“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В связи с этим резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.
Непрерывное экологическое воспитание – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Дидактический материал «Усадьба на окне» создан с целью приобщения к экологической деятельности детей второй младшей группы, но, обладая таким качеством, как универсальность, он может быть использован и в других возрастных группах дошкольного учреждения.
Рассмотрим отдельные элементы данного дидактического материала.
Одним из элементов дидактического материала является домик. Он включен в дидактический материал с целью закрепления представления детей о том, что разведение садов, огородов является деятельностью людей.
Следующим элементом являются плодовые деревья и кусты, выполненные в технике пластилинографии.
Почему была выбрана именно такая техника? Потому что в данном случае, в отличие от нарисованного или выполненного в технике аппликации, вариантов, где в основном задействован зрительный анализатор, в большой степени затрагивается и осязание – дети могут потрогать деревца и кустики и пальчиками почувствовать стволы, ветви, плоды. Это способствует, например, формированию представления об отличии кустов от деревьев: у деревьев имеется один толстый ствол, из которого растут ветки; у кустов же ствола как такового нет, ветви растут от корня; высота деревьев намного превышает высоту кустов.
Следует отметить, что в нашем материале присутствуют только культуры, произрастающие в Ивановской области, из деревьев это: яблоня, груша, слива, вишня; из кустарников: крыжовник, смородина, малина. Таким образом, мы закрепляем представление детей о культурных растениях родного края.
Следующими элементами являются солнце, тучка с дождем (выполнены из цветного картона, земля (в пакете, помеченные красными кружочками (выполнены из цветного картона). Наличие данных элементов способствуют формированию представления у детей о том, что для благополучного роста и развития растениям необходимы тепло, свет, влага и плодородная почва. В процессе деятельности можно загадать детям экологическую загадку, например: «Ребята, как вы считаете, что нужно растениям для жизни?» Дети отвечают. Если ответы неверны или отсутствуют, воспитатель говорит: «Подсказки есть в нашей усадьбе, посмотрите внимательно». Если дети снова затрудняются ответить, то педагог говорит, что подсказками являются красные кружочки. Дети находят их и в дальнейшей беседе с воспитателем выясняют, каким образом данные элементы влияют на рост и развитие растений.
Наш дидактический материал содержит как часть, формирующую теоретические представления детей о развитии растений (о ней было сказано выше, так и часть, способствующую формированию практических навыков по уходу за растениями.
В дидактический материал входят инструменты для полива, вскапывания, рыхления почвы.
Отдельно хранятся пакетики с семенами различных культур, что дает детям представление о том, из какого маленького зернышка своим трудом можно вырастить растение.
В ходе совместной деятельности были посажены петрушка, укроп, лук, кресс – салат, фасоль. Все «грядки» для наглядности снабжены табличками, чтобы дети имели представление о том, что именно должно вырасти.
Вся деятельность по уходу за посадками осуществляется детьми под руководством педагогов.
Тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. Начинать работу в данном направлении следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их учетом.