Получи документы

«Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей»

Надежда Жаравина
«Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Публикация «„Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей“» размещена в разделах

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М. М. Кольцова, которая исследовав детскую речи, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью :

1. пальчиковой гимнастики, при этом хорошо использовать стихи, песенки, потешки, сказки,

2. с помощью массажа с растиранием пальчиков и массажёрами для рук,

3. пальчиковый театр

4. народные игры с ладошками.

Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью.

Рисование.

Конструирование.

Лепка.

Работа с бумагой.

Работа с природным материалом.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.

Конструирование

Большой интерес для детей представляет конструирование Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Конструирование развивает мелкую мускулатуру пальцев, тактильное восприятие, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, воображение, творческую активность.

Лепка.

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Данная деятельность помогает укреплять и развивать пальцы, причем в процессе лепки, по сравнению с другими занятиями, достигается максимальная активность обеих рук и координируется работа двух полушарий головного мозга. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние.

Усваивая технику лепки, ребенок совершенствует специальные движения (точность, темп, направленность, плавность, ритмичность и т. п., Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

Работа с бумагой.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал. Дети с удовольствием конструируют из бумаги различные поделки.

Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и знакомит с понятием о симметрии. Обрывание бумаги по заранее проведенному контуру с удовольствием используется в аппликации. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос складывание различных фигурок. Бумагу можно мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Пальцы ребенка при выполнении работ с бумагой становятся гибкими, сильными.

Работа с природным материалом.

Необходимо привить детям любовь к природным материалам. Изготовление игрушек, различных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление поделок расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей. Это очень трудная и кропотливая работа, которая развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

В процессе продуктивной деятельности совершенствуется моторика рук, укрепляются мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Тренировка движений помогает выработать необходимые навыки самообслуживания.

Тонкие, дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином и т. д.

Таким образом, создаются важные предпосылки освоения успешно письма в период школьного обучения.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения и работоспособности детей.

Игры, в которые родители могут играть с ребенком дома.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и. т. д.

Игра с крупой.

Насыпьте в тарелочку горох, с какой либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку

Игра с грецкими орехами.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех.

Игра с массажными мячиками.

Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова: Тише мяч не торопись,

Ты по ручкам прокатись,

Ты по ножкам прокатись,

И обратно возвратись.

Игра с карандашами.

Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом.

Я иголки не боюсь.

Предложить ребенку нанизывать пуговицы разного диаметра и цвета на иголку с тупым концом.

Чудо – прищепки.

При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения) .

Упражнения для тренировки тонких движений рук без речевого сопровождения:

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.

«Слоненок» - (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.

«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

Также хорошо использовать пальчиковые игры с речевым сопровождением.

Вот несколько примеров пальчиковых игр.

«Дерево»

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

«Домик»

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

«Дружат наши пальчики»

Дружат наши детки,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Пальцы правой руки поочередно постукивают по пальцам левой руки, начиная с большого.

«Стол»

У стола четыре ножки,

Сверху крышка как ладошка.

Левая река в кулачок, сверху опускается ладошка правой руки.

«Рыбки»

Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.

Рыбки весело плескались,

В чистой светленькой реке

То сожмутся, разожмутся,

То закружатся в воде.

Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, то разжимаются. Винтообразные движения.

Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Публикации по теме:

Влияние игры на развитие речи ребёнка раннего возраста Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче высказывать свои мысли,.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук» Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук» «Рука - это вышедший наружу мозг человека» Н. Кант В последние годы в нашей стране отмечается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей»
Опубликовано: 21 декабря 2014 в 15:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Жаравина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД